Копилка педагога

среда, 15 ноября 2023 г.

ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К ТРУДУ!

 «Приучайте ребенка к труду!»

ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта 

столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не 

ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник 

радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без 

этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными 

словами, без этого нет счастья.

Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее 

лучшие качества.

Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится 

более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи 

развивает умственные способности, любознательность, настойчивость. 

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о 

нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, 

когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Вспомните: ваш 

сын или дочь трудились даже тогда, когда еще не умели вставать на ножки. С каким 

упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке, как старательно сжимали свой 

еще слабый кулачок, пытаясь взять, удержать ее!

Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от 

природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело

направлять.

Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в 

тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы 

желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро 

охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.

Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка 

дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность 

концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, 

несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое 

утомление.

Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда —

его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком 

утомительным, то пропадает и желание трудиться.

Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего 

посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, 

сколько о педагогической значимости. 

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья?

Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик

с водой, мыло, приспособить место для сушки.

Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы

проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала,

повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная»

работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются

мышцы, развивается ловкость, формируется воля.

Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать

неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца.

Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит

привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать

новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим

примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя,

стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее.

Мы наблюдали однажды такую сценку. Четырехлетний мальчик забрался на диван с

полученной в подарок мозаикой. Мать тут же уселась рядом и, не дав сыну подумать над

узором, подбором цветов, стала все делать сама. Ребенку оставалось только смотреть.

Смотрел он охотно — ив этот раз и потом, но сам складывать узоры не научился и, взяв в

руки мозаику, сразу же обращался за помощью.

Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает.

А для этого цель труда должна быть ему понятной, близко - достижимой. Протерли,

допустим, листики комнатных растений — полюбовались, какие они стали свежие,

красивые; подклеили порванную книжку — сели рассматривать в ней картинки.

Детям шести-семи лет может быть понятна и более отдаленная цель: чтобы к концу лета

получить урожай, надо с весны поливать грядки.

Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет

огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у

ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми. Он осознает свои обязанности по

отношению к ним, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и

приобретает умение практически заботиться о своих близких.

Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это

приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать

изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.

Старайтесь, чтобы ребенок пытался что-либо смастерить сам. Это легко сделать,

привлекая малыша к изготовлению, допустим, игрушек. В такой работе дети познают

свойства различных материалов, учатся элементарному планированию.

Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное

значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно

требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место

для собственной инициативы ребенка — поисков рациональных способов работы,

проявления любознательности и смекалки.

На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо

по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но

и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей

затратой сил.

Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с

картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.


Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной

системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более

продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого

содействует успеху в каждом из них. 

Консультация для родителей "Дисциплина. Поощрение и наказание"


 Консультация для родителей 

«Дисциплина. Поощрение и наказание»

Научить ребенка дисциплине - одна из основных задач родителей. К сожалению, 

многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки 

дозволенного. Некоторые бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что 

не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки 

дозволенного вовсе не обязательно, и перекладывают эту обязанность на плечи соседей, 

друзей, родственников, а чаще всего воспитателей или учителей. В большинстве случаев 

родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его 

любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое 

поведение со словами: "Дети есть дети". Помните, установление рамок дозволенного 

целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на 

самотек или откладывать на потом. Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях 

или лучше обходиться без контроля ?

Оказывается, только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой 

действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться.

Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники, которые 

не научились этому у своих родителей, будут иметь большие проблемы с адаптацией к 

детскому саду. Чтобы малыш приобрел навыки самодисциплины, правила на первом этапе 

должны быть навязаны ему извне.

- Способность подчиняться правилам и следовать им важна для развития 

отношений между детьми. Детей ,без таких навыков сверстники могут не принимать в 

игры, отвергать, и потом это очень сложно изменить, даже если навык появится.

- Родители часто сами выполняют задачи самообслуживания за плохо 

слушающихся детей, предпочитая быстро и качественно сделать что-то самим, чем 

выслушивать отговорки ребенка. В результате к детскому саду такие дети обладают 

слабой или средней задержкой развития навыков самообслуживания.

- Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода 

привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание 

которых зависит от их родителей.

- По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать 

правилам и быстро реагировать на указания родителей.

Дети интуитивно чувствуют что за родительскими «нельзя» скрывается забота о 

них. Соответственно возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в 

условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они наровят 

эти правила и порядок нарушить? Почему постоянно жалуются родители и воспитатели? 

Ответить на вопрос можно так, дети восстают не от правил, а от способов их внедрения.

Поэтому можно сформулировать вопрос: как найти путь к бесконфликтной дисциплине

ребенка?

Думаю о такой дисциплине мечтает каждый, существует множество эффективных

дисциплинарных стратегий, работающих в разных обескураживающих ситуациях, но они

требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не

приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают

нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать

угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает

чувствовать ответственность за свое поведение.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье

без конфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю.Б

«Общаться с ребенком. Как?»

Правило первое Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны

быть в жизни каждого.

Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше

огорчать детей и избегать конфликтов с ними.

Правило второе Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть

слишком много, и они должны быть гибкими. Родители прежде всего должны определить

для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное

противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная

потребность ребенка .Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать

предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно ,что

перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное

русло.

А как можно поступить в тех или иных ситуациях. Упражнение «Продолжи

предложение» -

Исследовать лужи можно, но только …(в высоких сапогах)

Разбирать часы можно, но только…..(если они старые и давно не ходят) - Играть в

мяч можно, но только …( не в помещении и подальше от окон)

Правило четвертое Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть

согласованны взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа

другое бабушка-третье.

Правило пятое Тон, в котором сообщается требование или запрет., должен скорее

быть дружественно-разъяснительным , а не повелительным. Любой запрет желаемого для

ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном. Объяснение должно

быть коротким и повторяться только один раз.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях, что делать

если ребенок , не смотря ни на какие ухищрения не подчиняется? Время от времени

возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля.

1.Соблюдайте последовательность

Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно

закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному

всплеску раздражения, то это однозначно нарушение правил игры и ничего хорошего из

этого не последует ни для ребенка, ни для вас.

По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть

наказан.

Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!

2. Давши слово - держись. Обещали - выполняйте, то есть наказывайте. Родители,

полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами

наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему - не лучший способ проводить время. К тому же, если вы только постоянно грозитесь

наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить,

что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь

отстаивать таким неубедительным образом. "Я тебя сто раз предупреждала! Теперь

предупреждаю в сто первый и последний, а в следующий раз уже обязательно накажу!" - в

подобном послании нет никакой полезной информации для ребенка.

3.Наказывайте только за конкретный проступок

Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни

самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. Надо очень

ясно представлять себе, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно

было вызвано "наказуемое" поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что

хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, - это повод не

для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки.

А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже

было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При

этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда

проступок уже совершен.

4. Будьте искренни

Если уж наказывать - так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что

искренне, то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный

момент можно поступить только так и не иначе.

Как же наказывать? Каждый для себя решает сам. Единого эталона здесь не

существует. Конечно, все зависит от возраста ребенка. Часто родители наказывают

четырех-, пятилетних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие

наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что

у ребенка отняли.

Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не

изменит своего поведения, то лишится игрушки. Не следует отнимать игрушку или

лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о

собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания

заключается в том, чтобы показать ребенку связь между баловством, велосипедом и его

утратой. Как правило, такие связи помогают предотвратить повторения неправильных

поступков.

Наказания бывают: Физическое наказание. Одной из распространенных

негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед

болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание -

довольно эффективный способ воздействия на детей. В некоторых семьях порка является

основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие

меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка

действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического

наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а

уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически

беззащитном человеке.

Лишение любви Очень распространенной формой наказания детей в семье является

лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому

применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой

серьезные проблемы и для детей, и для взрослых.

Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль

отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую

родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это

наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком

и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата

не даст, поскольку ребенку нечего будет терять.

Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и

индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый малыш

может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это,

наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети

очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых.

Отказ или отсрочка удовольствий

Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать

ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами,

лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных

удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны. При

использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том

случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним.

Ситуация: Ребенок балуется с велосипедом (разумно будет отобрать его у ребенка

на некоторое время.)

Ситуация: Ребенок кидается песком на других детей (стоит лишить привилегии

играть в песочнице на один день.

Ситуация: Одна девочка плохо вела себя во время обеда в кафе, и мама пригрозила

ей: "Будешь и дальше вести себя так, ляжешь сегодня спать в семь часов". Девочка все

равно продолжала шалить и в ответ получила: "Так-так. Не в семь, а в половине

седьмого.» ( данном случае можно сказать. Ошибка !!! Вместо того чтобы откладывать

наказание на вечер, мама должна была просто отвлечь внимание девочки. Или пригрозить,

что отправит ее за другой стол, что они немедленно уйдут из кафе. В этом случае девочка

поймет, что ее поведение может привести к неприятным последствиям.)

Ситуация: Вы проходите мимо комнаты сына, я видете, как он сбрасывает все

паззлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате. (Концентрируйтесь не на том, как

заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните,

что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать

достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие

чувства ("Да, это твоя комната"), но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть

нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас

правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания

порядка.

воскресенье, 8 октября 2023 г.

КАКИЕ ИГРУШКИ НЕОБХОДИМЫ ДЕТЯМ


 Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.


У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

"бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее  отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин  с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

«Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).


Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.





Консультация для родителей "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста "

 



НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Нарушения осанки у детей — распространенное отклонение, вызванное искривлениями позвоночника во фронтальной и/или сагиттальной плоскостях. По статистике деформации проявляются у 2% детей в раннем возрасте (до 3-х лет), а среди старших школьников им уже страдают более 60% учащихся. Причинами становятся как врожденные отклонения, так и родовые травмы, но чаще всего — неправильный подход к воспитанию ребенка, отсутствие физической нагрузки, плохие социально-гигиенические условия. Именно на приобретенное нарушение осанки приходится более 90% всех случаев.Их опасность в ненормальном формировании скелета, из-за чего нагрузка на организм распределяется неравномерно, что влечет за собой повышенный износ суставов, смещение костей, отклонения в развитии внутренних органов. Такие заболевания как сколиоз, остеохандроз, межпозвонковая грыжа — это все следствия не выявленных и не устраненных вовремя деформаций позвоночника.В любом возрасте нарушениям осанки следует уделять самое пристальное внимание, но особенно важно сделать это в отношении детей, так как от правильного формирования скелета ребенка зависит в целом его здоровье. Тем более, что скорректировать отклонения достаточно несложно при минимальном вмешательстве специалиста-остеопата. Используемые им мануальные техники позволяют оказывать деликатное направленное воздействие на те точки организма, которые в этом нуждаются. Что позволяет быстро достигнуть требуемого результата, восстановив равновесное положение костей скелета ребенка.Заниматься осанкой своего ребенка должны и сами родители, тем более, что существуют эффективные комплексы профилактических упражнений, позволяющие поддерживать и корректировать физическую форму ребенка. Подобрать наиболее подходящий комплекс поможет опять-таки специалист, который также сбалансирует питание ребенка, чтобы его организм получал все необходимые витамины и минеральные вещества.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Причиной возникновения дефектов в развитии осанки детей могут стать различные неблагоприятные факторы, как врожденные, так и приобретенные. В зависимости от их характера, проявляться они могут по-разному и в разном возрасте. Некоторые отклонения обнаруживаются уже в первые недели и месяцы после рождения. Обычно небольшие отклонения от нормы корректируются растущим организмом самостоятельно, но только при условии хорошего здоровья ребенка. В противном случае нарушения детской осанки остаются и с возрастом начинают прогрессировать, вызывая серьезные заболевания — сколиоз, остеохондроз и другие.

Наиболее остро проблемы с осанкой проявляются у детей в период активного роста и начала школы — 6-8 лет, а также в 11-12 лет, когда кости и мышцы ребенка резко увеличиваются в длину. Проблема состоят в том, что в этот период у ребенка еще в полной мере не выработались механизмы поддержания нормальной позы. По статистике более 60% всех нарушений приходится на младший школьный возраст 7-8 лет.

Причины нарушения осанки у детей:

  • Врожденные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Несбалансированное питание
  • Неправильная поза.
  • Малоподвижный образ жизни.
  • Неправильное развитие.
  • Травмы и болезни.

Причины нарушения осанки могут воздействовать на организм ребенка по отдельности или комплексно. В последнем случае вероятность серьезных заболевания и отклонений в развитии существенно возрастает.

КАКИМ БЫВАЕТ НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

В зависимости от того, каковы причины нарушения осанки, проявляться деформации могут по-разному. Наиболее распространенными отклонениями, которыми страдают дети, являются:

  • Сутулость
  • Плоская спина
  • Круглая спина
  • Сколиоз

КАК ВОВРЕМЯ РАСПОЗНАТЬ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Так как эффективность лечения искривлений позвоночника у ребенка напрямую зависит от того, насколько рано удалось обнаружить отклонения и начать восстановительные процедуры, следует уделять самое пристальное внимание осанке. Возьмите за правило регулярно проводить самостоятельный осмотр ребенка. При осмотре в первую очередь обращайте внимание на положение лопаток и плеч ребенка. проводя осмотр со стороны спины, легко заметить нарушения осанки у детей по подъягодичным складкам — они также должны располагаться на одном уровне. Еще одни показательный аспект — вертикальное расположение позвоночника. При осмотре спереди нарушения осанки можно заметить по положению ключиц и сосков.Осматривая ребенка сбоку можно заметить такие отклонения от нормы как сутулость, круглая спина. Для облегчения диагностики воспользуйтесь простым тестом — ребенка следует поставить спиной к стене, так, чтобы он касался ее одновременно затылком, лопатками, ягодицами и голенями. Это правильное положение, в котором должен находиться позвоночник ребенка. Попросите сделать его шаг вперед, и вам сразу будут видны имеющиеся отклонения. Кстати, подобный тест может использоваться как профилактическое упражнение для работы над правильной осанкой.Полезно время о времени проводить тест на проверку тонуса спинных мышц, от чего и зависит положение позвоночника. Ребенка надо расположить на кровати или кушетке лицом вниз так, чтобы часть тела от бедер и выше находилась на весу. Сами при этом удерживайте ноги ребенка. Нормой считается удерживание тела в таком положении:

  • от 30 секунд — для детей в возрасте до 6 лет;
  • от 1 минуты — в возрасте до 10 лет;
  • от 1,5 минут — в возрасте до 16 лет.

Если вами были выявлены искривления позвоночника или установлен недостаточный мышечный тонус, необходимо обратиться к врачу, который займется осанкой ребенка.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3-Х ЛЕТ)

Помните, что здоровье вашего малыша находится в ваших руках и от правильного бережного ухода зависит в том числе и формирование правильной осанки. Необходимо не только самостоятельно следить за позвоночником малыша, но и регулярно проходить осмотр у специалиста-остеопата, который сможет обнаружить и диагностировать негативные изменения на ранней стадии, когда исправить их достаточно легко. Именно в раннем возрасте, когда ребенок еще не достиг 3-х лет, необходимо максимально пристально следить за его формирующейся осанкой:

  • Грудного ребенка не следует класть и усаживать на мягкие подушки и перины. Кроватка малыша должны быть достаточно жесткой. Приучайте ребенка с раннего возраста спать на жестком;
  • Начиная с возраста 3-х недель малыша уже можно укладывать на живот. Делайте это постепенно, сначала исключительно под наблюдением. Чередуйте положение ребенка — на спине и на животе. Если вы часто носите ребенка на руках, то не делайте это постоянно на одной руке;
  • Не старайтесь научить ребенка ходить в раннем возрасте. Позвоночник и мышцы малыша еще недостаточно окрепли, чтобы выдерживать нагрузки, поэтому в раннем возрасте легко травмировать кости скелета, что впоследствии приведет к нарушениям осанки. Ребенок инстинктивно начнет вставать и будет пытаться ходить, когда его физическое состояние позволит сделать это;
  • С раннего возраста (2-3 года) приучайте ребенка правильно сидеть на стуле. Старайтесь привить ему надлежащее положение, чтобы он запомнил его на рефлекторном уровне;
  • Во время прогулок не водите ребенка за руку, так как в силу большой разницы роста ему придется наклоняться, вытягивать руку, долгое время находиться в неудобном положении, что в итоге отрицательно сказывается на осанке. В раннем возрасте для контроля ребенка используйте специальную прогулочную шлейку.

Исправить нарушения осанки зачастую весьма непросто — для этого требуется немало времени и усилий специалиста. Гораздо проще — не допустить этих нарушений, следить за осанкой ребенка с раннего детства. Выполнение простых правил в купе с советами и помощью специалиста-остеопата позволит сохранить позвоночник ребенка здоровым:

Берегите себя, и своих близких!!!!

понедельник, 14 августа 2023 г.

Консультация для родителей: «Профилактика и предупреждение дорожно-транспортного травматизма в летний период»

 Уважаемые родители(законные представители)!

В целях профилактики детского дорожного транспортного травматизма и обеспечения у детей формирования навыков и знаний по соблюдению Правил дорожного движения, просим Вас ознакомиться с данными памятками и поговорить об этом с Вашими детьми!


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

  1. Необходимо учить детей не только соблюдать правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Необходимо учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым и,прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.

  2. Находясь с ребенком на проезжей части дороги, не спешите, переходить дорогу.Иначе Вы научите спешить там,где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

  3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас –этим Вы обучаете его идти через дорогу,не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

  4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

  5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль,быстро замечать машину.

  6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо и какая готовится к повороту.

  7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку,  почему нельзя прыгать на ходу.

    1. Не спешите, не переходите дорогу размеренным шагом.

    1. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать –ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредотачиваться.

    1. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.

    1. Переходите дорогу только в установленных местах.

    1. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

    1. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

    1. Не выходите  с ребенком из-за машины, кустов , не осмотрев предварительно дороги,-это типичная ошибка, и нельзя допускать,чтобы дети ее повторяли.

    9. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.


Памятка для родителей-водителей

«Правила перевозки детей в автомобиле»

  • Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту(чтобы ремень не был на уровне шеи).

  • Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве(кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.

  • Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!

Отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от Вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье Вашего ребенка!



САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА. ЕЕ ГРАНИЦЫ

                     Я  сама  помыла   ручки                     

И  сама  надену  брючки.

Уложила  в койку  мишку

И  на лбу  набила   шишку.

Утром  я   поела  кашку

И  сама  помыла  чашку.

Можно  я  сложу  игрушки

И  пойду  играть  к  подружке?


 Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быть самостоятельным?  

     Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.  

      Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.

     Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.

  Cегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Cамостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.

   Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных.

   Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка .

 Самостоятельность обеспечивает:

 Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

   Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором .

   Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует  на первых порах давать им конкретные  задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство  ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность .

   Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать. Взрослый  постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к взрослому. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

 3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.

 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

 5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

 6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

 7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

 8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.

 9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

 10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям .




среда, 5 июля 2023 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ"


 В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в настоящее время является достаточно актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Специалисты в области раннего развития детей рекомендуют уделять большое внимание развитию моторики рук ребенка. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук будет зависеть успешность интеллектуального и речевого развития ребенка.

Моторика - это сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо начинать как можно раньше. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Ученными было установлено, что если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Это связано с тем, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Напротив, если у детей наблюдается слабое развитие мелкой моторики рук, то в данном случае присутствует большая вероятность проблемы с развитием речи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики мелкой моторики рук будет способствовать не только своевременному речевому развитию ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма. Основные приемы работы с детьми, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук:

 1) Пальчиковая гимнастика

2) Пальчиковые игры с речевым сопровождением

3) Пальчиковые игры без речевого сопровождения

4) Массаж пальчиков

5) Игры с предметами

6) Игры с крупой и песком

7) Лепка, аппликация

8) Шнуровка

9) Мозаика

10) Пальчиковый театр, теневой театр

11) Рисование по клеткам

12) Раскраски





К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается дополнительной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще удерживать в непослушных пальцах карандаш. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого с раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Ранний возраст малыша – период с года до трех лет. Это самое отличное время чтобы начать развитие моторики и речи малыша. Этот отрезок времени имеет особенность в том, что ручки малыша являются главным инструментом изучения окружающего пространства. Малышу крайне важно потрогать предмет, начать с ним взаимодействовать прикосновениями. Взрослый должен назвать предмет, подробно рассказать о его форме, цвете. Если малыш развивается правильно, он должен совершать очень много движений руками. Постепенно эти «нащупывания» становятся более точными и скоординированными. 

Чтобы начать развивать своего малыша, родители должны делать простейшие упражнения на развитие мелкой моторики: 

 учить детей играть с небольшими игрушками; 

 манипулировать предметами: кидать, ставить друг на друга, заворачивать, переворачивать, сминать, расправлять;

  совершать попытки застегнуть пуговицы; 

 завязать шнурки; 

 переливать воду из одной бутылочки в другую; 

 самостоятельно есть ложкой; 

 самостоятельно мыть руки;

  чистить зубы. 

 В 3-4 года задействуем все пальцы. После 4 лет вводим в игру симметричные и несимметричные движения рук. К 5 годам усложняем движения – правая и левая руки одновременно производят разные действия. Отводите на пальчиковые игры время ежедневно, понемногу: 5 – 10 минут в день вполне достаточно. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Все это будет ему хорошим помощником в школе. 

Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей? В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребенка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. д. Необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки: просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребенок поглаживал их, или сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами. Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребенка влияют игры с различными небольшими предметами. Для этого можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками, орехами и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых. Выбрав пуговицы разного размера и цвета, вместе с ребенком выложите солнышко, котика или домик. Или, например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить перед ребенком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребенку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной емкости в другую, или двумя пальчиками. Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов.

"Пальцы здороваются" 

 Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д. 

"Оса"

  выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; 

 то же левой рукой;

  то же двумя руками.

 "Человечек"

  указательный и средний пальцы "бегают" по столу; 

 те же движения производить пальцами левой руки; 

 те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки").

 "Коза" 

 вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; 

 то же упражнение выполнить пальцами левой руки; 

 то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук.

 "Бочонок с водой" 

 согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

"Миска"

  пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.

"Крыша"

  соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук.

 "Магазин" 

 руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей.

 "Цветок" 

 руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы.

 Развитию ручной моторики в домашних условиях также способствуют следующие виды деятельности:

  Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

  Нанизывание бус, бисероплетение; 

 Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев; 

 Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

  Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка; 

 Рисование по точкам, пунктирным линиям.

 Как делать массаж рук ребенку: Проводится сначала на одной руке, затем на другой. 1. Проглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны 2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца 3. Упражнение "Сорока-белобока" 4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу 5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно 6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе 7. Интенсивное растирание каждого пальца 8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон 9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора.

 Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.  


Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

  Начало посещения детского сада – важный и волнительный этап в жизни ребенка и его семьи. Период, известный как адаптация, требует особого ...