Копилка педагога

понедельник, 15 сентября 2025 г.

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ


 Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С.И. 

Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, 

пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская 

активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость 

детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу? Во-

первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К 

ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного 

развития, среда, которая окружает ребенка дома (здесь имеется в виду игрушки, игры, 

книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком).

 Долгое время малыш не в состоянии ничего себе представить: игрушка, 

спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все 

меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это изменение 

означает, что мир для малыша удвоился: один стоит перед его глазами, дает о себе знать 

звуками, запахами, прикосновениями. Другой, внутренний, психический существует как 

представление, образ. Этот мир полностью принадлежит ребенку. Это рождение 

внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-х летних 

детей появление представлений – огромная нагрузка, воспринимать легче, чем 

представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное 

развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение, давать возможность 

ребенку заниматься привычными играми, делами. Что можно использовать для развития 

познавательной активности детей этого возраста? Необходимо увеличить доступную 

детям «территорию познания».

• Это могут быть различные прогулки, на которых Вы рассматриваете 

окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, 

капли дождя на стекле ит.д.), побуждаете ребенка задавать вопросы, вопросы – это 

«выходы» познавательной активности (принимаете любые версии его ответов). Важно, 

чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать.

• Хорошо, ели Вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, 

вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без 

листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки 

сами или использовать уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно 

на познавательные серии).

• Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили): отгадать 

воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т.д.

• Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать 

словесные путаницы самим). Например, Вы показываете малышу картинку, на которой 

собака сидит на дереве, а петух – в будке: « Что здесь перепутано?»

• Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, Вы рисуете девочку,

которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко,

вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком). «Интересно, когда капли дождя

падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из наших занятий:

«Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали»). Второй

вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до

дома?» (Варианты ответов – нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.).

 Появление представлений создает благоприятные условия для развития

внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играет не только с

кубиками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что

собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для

творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже

незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал

неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает, как надо, значит, он

не мог ошибиться. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте

наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе?

Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте

самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером.

Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за

пределами его непосредственного восприятия и опыта.

• Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками, можно

рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается

информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-

разукрашки и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его

познавательные устремления. Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся

благосклонно, положительно.

• Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для

творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на

дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом

могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.

• Использовать путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных

ситуаций.

• Поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.

 У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое

богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка

внутрь (развитие пятилетнего ребенка как бы замедляется). «Мысль уходит в подполье».

Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого

года жизни. Ребенок начинает задумываться. Нарастают различия между детьми: один

лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того,

как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память

усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять

примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения

ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Взрослые должны знать, что

если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности

речевого развития, у него продолжает преобладать деятельность правого полушария. Это

значит, что нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями. Необходимо

познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень

много, они разные. (В нашем детском саду каждый родитель может поговорить об этом с

педагогами, получить необходимые рекомендации).

 Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом

среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его

познавательных устремлений.

Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для

забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического

развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и

непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители

современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или

предметы-функционеры, которые отвечают иногда неосознанным, но реальным и очень

важным потребностям ребенка. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д.

Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами,

они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки

надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком

ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом

мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для

замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие

знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому,

уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными

материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои

эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду,

невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его

костюма.

 Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку.

Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и

скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к

дисгармоничному. В таком состоянии трудно малышу быть исследователем и

созидателем. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять

только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества,

проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон

говорит за ребенка.

 Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему

ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс

культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному

психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :"РОЛЬ ЛЕПКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТЕЙ"

 В дошкольном возрасте лепка является увлекательным и интересным видом детского художественного творчества. Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. Дети видят то, что создали, трогают, и по мере необходимости изменяет.
        В лепке основным инструментом является рука. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. Важную роль в в лепке играет взрослый. Под руководством родителей ребенок может научиться делать предметы как простые по форме, так и сложные, состоящие из нескольких фигур. Лепка имеет важное занятие для ребенка. В лепке развивает творчество, мелкая моторика рук, пространственное мышление. Также лепка благотворно влияет на нервную систему ребенка в целом.
Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы – от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. А зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом – лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Занятие лепкой  не только увлекательно, но и полезно.  Польза для родителей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит в папин планшет и не рисует на обоях. Польза для детей гораздо существенней:

        Для умственного развития

   - когда ребенок разминает пластилин (или другой материал)  в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук, что напрямую влияет на развитие речи,  координацию движений, память и логическое мышление;
   - когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости;
   - когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что в свою очередь способствует развитию внимания и саморегуляции.
     Для здоровья и эмоционального состояния
   - регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность;
   - занятие  лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний – волнения, интереса, радости  от того, что все получается и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом;
   - психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.
     Для развития личности
- лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный»,  «мокрый-сухой»;
- лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании ребенка и развитии у него чувства прекрасного;
- помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.
Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие - очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов. Так какой же материал можно использовать для лепки?
Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор«Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.
Солёное тесто - один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью.
Пластилин. Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Спешим разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.
 Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться. Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый - апельсином, а красный - клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур.
. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев».
     «Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И.Кант, А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев рук, что напрямую связано с развитием речи ребенка и его творческих способностей.
      Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребенку стать гармоничной и творческой личностью.
В дошкольном возрасте занятия лепкой воспитывают у детей усидчивость, аккуратность и умение доводить начатое дело до конца. Эти навыки пригодятся ребенку стать творческой личностью. Взрослым необходимо всегда поощрять детей к лепке!


воскресенье, 17 августа 2025 г.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

 


Начало посещения детского сада – важный и волнительный этап в жизни ребенка и его семьи. Период, известный как адаптация, требует особого внимания и терпения со стороны родителей и педагогов, ведь именно от него во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание малыша в дошкольном учреждении.


Что такое адаптация и почему она важна?


Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. В контексте детского сада это привыкание к новому режиму дня, незнакомой обстановке, другим детям и взрослым. Для малышей, привыкших к постоянному присутствию мамы или других близких, детский сад становится серьезным испытанием. Неуспешная адаптация может привести к стрессу, капризности, ухудшению сна и аппетита, а также к частым заболеваниям. Поэтому, задача взрослых – максимально смягчить этот переход и сделать его комфортным для ребенка.


Факторы, влияющие на адаптацию:


1. Чем младше ребенок, тем сложнее ему адаптироваться. Дети до 3 лет особенно тяжело переносят разлуку с мамой.


2. Темперамент, уровень развития речи, опыт общения с другими детьми – все это влияет на скорость и легкость адаптации.


3. Болезнь может значительно усложнить адаптационный период.


4. Эмоциональная атмосфера в семье, отношение родителей к детскому саду, наличие у ребенка режима дня, схожего с режимом в детском саду имеет огромное значение.

5. Ребенку, знакомому с основами самообслуживания (умение одеваться, раздеваться, есть самостоятельно) будет легче адаптироваться.


Рассмотрим основные аспекты подготовки и поведения, которые помогут вашему малышу успешно адаптироваться к новым условиям.


Подготовка к детскому саду начинается дома, задолго до первого дня посещения. Важно, чтобы ребенок заранее познакомился с концепцией детского сада. Расскажите ему о том, что это такое, кто там работает, какие интересные игры и занятия его там ждут. Делайте акцент на позитивных моментах: новых друзьях, увлекательных игрушках, интересных занятиях. Используйте простые и понятные слова, чтобы ребенок мог представить себе, что его ждет.


Еще один аспект – приближение домашнего режима дня к режиму детского сада. Постарайтесь, чтобы время подъема, приема пищи и дневного сна соответствовало расписанию в детском саду, что поможет ребенку быстрее привыкнуть к новому распорядку и избежать дополнительного стресса. Не менее важно развивать навыки самообслуживания. Учите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом и мыть руки. Чем больше ребенок умеет делать самостоятельно, тем увереннее он будет себя чувствовать в новой обстановке.

Чтобы ребенку было легче общаться с другими детьми, почаще посещайте детские площадки и игровые комнаты, что даст ему возможность познакомиться с другими детьми и приобрести опыт общения. Чтение книг о детском саде также может быть полезным. Такие книги в доступной форме рассказывают о жизни в детском саду, о том, чем там занимаются дети и воспитатели, что помогает ребенку лучше представить себе будущую обстановку и снизить уровень тревоги.


Первые дни в детском саду должны быть максимально мягкими и постепенными. Не торопитесь оставлять ребенка на целый день. Начните с коротких посещений, всего на 1-2 часа, и постепенно увеличивайте время пребывания, чтобы ребенок привыкал к новой обстановке постепенно и не чувствовал себя брошенным. Ваше спокойствие и уверенность передаются ребенку. Если вы нервничаете, он тоже будет нервничать. Поэтому постарайтесь сохранять спокойствие и демонстрировать уверенность в том, что все будет хорошо.


Избегайте обмана. Не говорите ребенку, что вернетесь через пять минут, если знаете, что вернетесь через час. Лучше честно скажите, когда придете за ним. Обман только подорвет доверие ребенка и усилит его тревогу. Создайте короткий и понятный ритуал прощания. Например, обнимите, поцелуйте ребенка и скажите: «Я тебя очень люблю. Я обязательно вернусь». Не затягивайте прощание, так как это только усилит стресс ребенка. Четкий и быстрый ритуал прощания поможет ребенку быстрее успокоиться и адаптироваться к новой обстановке.

Важно доверять воспитателям. Они – опытные специалисты, которые знают, как помочь ребенку адаптироваться. Общайтесь с ними, делитесь своими опасениями и сомнениями. Воспитатели могут предложить вам полезные советы и стратегии, которые помогут вашему ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду. Не забывайте поощрять ребенка за посещение детского сада. Хвалите его за успехи, интересуйтесь, чем он занимался в детском саду, какие новые игры выучил, с кем подружился. Ваша похвала и интерес помогут ребенку почувствовать себя увереннее и с большим удовольствием посещать детский сад.


Плач –нормальная реакция ребенка на стресс и разлуку с мамой. Не ругайте его за слезы, а постарайтесь успокоить. Обнимите ребенка, скажите, что понимаете его чувства и что вам тоже грустно расставаться, но вы обязательно вернетесь за ним. Важно показать ребенку, что вы его любите и поддерживаете, даже когда его нет рядом.


Не отступайте, если вы решили, что ребенок должен посещать детский сад. Поддавшись на его слезы и забрав его домой, вы только затянете процесс адаптации. Ребенок поймет, что слезами можно добиться своего, и будет плакать каждый раз, когда вы будете оставлять его в детском саду. Если ребенок тяжело переживает адаптацию и плачет каждый день, обратитесь за помощью к психологу. Психолог поможет вам разобраться в причинах трудностей и предложит эффективные стратегии, которые помогут ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду.

Успешная адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения во многом зависит от профессионализма и чуткости педагогов. Прежде всего, педагог должен создать комфортную и доброжелательную атмосферу в группе. Теплая улыбка, ласковое слово, интересная игра – эти, казалось бы, простые вещи, имеют огромное значение для малыша, впервые оказавшегося в незнакомом месте. Использование разнообразных игровых методов, позволяющих снять напряжение и создать положительный эмоциональный фон, также является важным элементом успешной адаптации.


Далее, п необходимо установить доверительные отношения с ребенком. Воспитатель должен стать для ребенка другом и помощником, к которому можно обратиться за поддержкой и утешением.


Воспитатель должен внимательно следить за поведением и настроением каждого малыша, чтобы вовремя заметить признаки стресса, тревоги или дискомфорта. Изменения в аппетите, сне, активности, появление капризности или замкнутости – все это может свидетельствовать о том, что ребенку требуется дополнительная поддержка и внимание. Поскольку каждый ребенок уникален, педагогу необходим индивидуальный подход. Важно учитывать особенности темперамента, характера, уровня развития, а также предшествующий опыт ребенка. Только зная особенности каждого малыша, можно подобрать наиболее эффективные методы и приемы для его адаптации к новым условиям.

Наконец, взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью успешной адаптации. Открытый и доверительный диалог с родителями позволит создать единый подход к воспитанию и развитию ребенка, что будет способствовать его успешной адаптации к детскому саду.


Главное – создать благоприятные условия для адаптации, поддерживать ребенка и верить в его успех. И тогда посещение детского сада станет для него радостным и полезным опытом.

Роль игры в развитии познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья


 В последнее время наблюдается увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, поэтому оказание им качественной и своевременной помощи в настоящее время входит в круг особо важных задач.


При этом самыми лучшими путеводителями для своего ребенка в совместной работе со специалистами являются родители.


Детство – это очень важный период в жизни каждого ребенка.


В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра.


В ней происходит умственное развитие детей, а также становление личности ребенка в целом.


Поэтому важно включать игры во все виды деятельности ребенка, а также осуществлять коррекцию умственного развития через систему специально подобранных игр.

Не стоит забывать и о грамотном руководстве игрой и её обогащении со стороны взрослого.


Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно, так как в игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях, их не интересуют и на которых сосредоточить внимания не удается, ведь у детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены.


Что же такое познавательные процессы - это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки информации создается представление о действительности.


К ним относят внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь.


У большинства детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия, отставание в развитии всех форм мышления. Внимание неустойчивое, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Также отмечается низкая речевая и познавательная активность.

Все, выше перечисленное, говорит о важности использования игр, которые сопровождаются красочным дидактическим материалом, игрушками и картинками.


Выбирая игры и игровые пособия необходимо учитывать их соответствие возрасту ребенка и его актуальному развитию; Также важно подбирать игровой материал с постепенным усложнением; Игровые занятия необходимо начинать с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;


При выборе игрового материала необходимо учитывать структуру дефекта, важно чтобы игры и пособия подбирались с учетом возможностей детей конкретной группы.


Желательно использовать яркие и озвученные игрушки и пособия, при выборе обращайте внимание на их соответствие гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.


Необходимо помнить, о важности смены видов деятельности ребенка (спокойные игры должны чередоваться с подвижными);


Прежде чем предложить ребенку игру, внимательно оцените его настроение, возможно, сейчас ему хочется побегать, а не сидеть за настольными играми.

В коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ специалисты используют интересные и эффективные игры и игровые упражнения, которые направлены на развитие познавательных функций.


Развитое внимание очень важно для человека в любом возрасте. Развивая внимание своего ребенка, наблюдайте и обсуждайте услышанное и увиденное. Учите ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления


Всевозможные игры – головоломки, лабиринты, загадки, игры на нахождение сходств и различий, помогут Вам сделать своего ребёнка более внимательными.


Одна из таких игр «Найди отличия».


Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллюстрации ребёнку предлагается найти отличия. В случае возникновения трудностей ребенку может быть оказана помощь в виде вопросов.


- Кто нарисован на картинке? Они разные или одинаковые? Чем похожи? Чем они отличаются?


Можно устроить небольшое соревнование «Кто быстрее найдет отличия?».

Игра «Найди тень?» так же способствует развитию зрительного восприятия и внимания. Взрослый предлагает ребенку назвать картинку и найти её тень.


Справа на слайде можно увидеть еще один вариант игры на внимание. «Находилки». Цель игры – найти предметы, изображенные на рисунке. Так же в этой игре можно закрепить навыки счета, предложив ребенку посчитать, сколько каких предметов он нашел.


Если мы говорим о памяти, то здесь важно формировать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания, а также вспоминать последовательность событий.


Например, игра «Мемори», которая направлена на развитие зрительной памяти. Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры - набрать как можно больше парных фишек.


Для развития двигательной и тактильной памяти можно использовать игру «Чудесный мешочек». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте изображения этих предметов, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите ребенка пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.


Развивая мышление, необходимо учить детей классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению. Формировать умение соотносить схематическое изображение с реальными предметами. Развивать быстроту мышления.


Для этого можно играть в игру 4-й лишний, которая традиционно используется специалистами для подготовки детей к школе. С помощью данной игры развивается логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, аргументировать свое мнение. Игра подходит детям с 4-х лет и старше.

Как же правильно играть в данную игру, чтобы получить максимальный развивающий эффект?


На предварительном этапе поиграйте с ребенком в игры на классификацию предметов (например, в лото). Предложите найти к каждой картинке подходящие изображения и в конце назвать их, одним словом.


После того, как ребенок освоил обобщающие понятия, можно переходить непосредственно к игре. Начинать лучше с простых вариантов с предметными картинками. Задача ребенка - не только найти лишний предмет, но и объяснить свой выбор, используя обобщающие понятия (например, на верхней картинке ОГУРЕЦ лишний, потому что это ОВОЩ; а остальное это - ЯГОДЫ).


Более сложный вариант - это игра 4-й лишний на материале геометрических фигур. Лишняя фигура может отличаться цветом, формой, величиной, количеством углов.


Когда ребенок хорошо справляется с данными играми, задание можно усложнять, предлагая ребенку найти лишний предмет внутри смежных категорий (например, в этом варианте ребенок выделяет несъедобный гриб среди съедобных).

Самый сложный вариант игры 4-й лишний – это словесная игра без картинок. Ребенок на слух выделяет лишнее слово и объясняет свой выбор.


Наравне с внимание, мышлением, памятью необходимо формировать и развивать речь гораздо успешнее это осуществлять, используя словесные игры.


Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают их по описанию; находят признаки сходства и различия предметов и явлений природы.


К словесным относятся такие игры как: «Закончи предложение», «Кто больше заметит небылиц», «Кто летает?», «Что из чего сделано?», «Так бывает или нет?»


Играть в словесные игры с детьми можно дома; на прогулке, в дороге.

Таким образом, роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка.


Помните! Учить, играя! Заповедь успешного педагога и родителя!


среда, 16 июля 2025 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ОСТОРОЖНО, КЛЕЩИ!"



 Консультация для родителей «Осторожно, клещи!»

Задачей взрослого является формирование безопасного поведения детей. Необходимо приучать ребёнка к неукоснительному выполнению определенных правил.

C наступлением первых теплых дней после зимы, хочется естественно пообщаться с пробуждающейся природой. Но посещение парка, леса весной и в начале лета сопряжено с высоким риском быть укушенным клещом, а это черева-то заражением таких опасных болезней, как клещевой энцефалит и боррелиоз.

Как происходит заражение клещами :

Находясь на ветках или траве, при приближении животного или человека клещи могут прицепиться к нему, а потом добраться до открытых участков кожи, чаще всего - шея, волосистая часть головы, спина, подмышечные и паховые области и др.

Слюна клеща содержит обезболивающее вещество, поэтому укус его безболезнен, и длительное время незаметен. Вместе со слюной зараженные клещи передают в кровь человека или животного не только вирус клещевого энцефалита, но в некоторых случаях спирохеты, которые вызывают заболевание, клинически сходные с клещевым энцефалитом– клещевой бруцеллез.

Лучшая защита от клещей — это соблюдение техники безопасности:

1. Не рекомендуется без особой надобности залезать в непроходимые чащи низкорослого кустарника (малина, ольха, орешник и т. д.)

2. Перемещаясь по лесной дороге, не срывайте веток (этим действием, вы стряхиваете на себя с основного куста N-ое количество клещей)

3. Ноги должны быть полностью прикрыты (не рекомендуются шорты)

4. Спортивные штаны, трико (желательно с гладкой поверхностью) должны быть заправлены в носки.

5. Обязательно наличие головного убора (кепка, платок)

6. Длинные волосы желательно спрятать под головной убор.

7. После похода по лесу, необходимо проверить (стряхнуть) как верхнюю одежду, так и нижнее бельё.

8. Осмотреть всё тело.

9. Обязательно расчесать волосы мелкой расчёской. Если вы обнаружили ползущего клеща, его необходимо сжечь. Клещи очень живучи, раздавить его невозможно

Если вас или ребенка укусил клещ, постарайтесь как можно скорее обратиться в травмпункт. Там насекомое удалят и проверят, не опасно ли оно, не является ли разносчиком инфекции. Если показаться врачу нет возможности, удалите клеща самостоятельно. Извлекать паразита нужно пинцетом или специальными приспособлениями, делая выкручивающие движения и стараясь не повредить брюшко и хоботок. Помните, если дернуть быстро, велика вероятность, что верхняя половина туловища клеща останется внутри кожи, что чревато воспалением и нагноением.

После удаления клеща необходимо проверить место контакта: не остался ли там хоботок? Если все чисто, ранку следует промыть водой или спиртом, смазать йодом или зеленкой. Затем тщательно вымыть руки с мылом. По возможности, пусть даже на следующий день, отвезите клеща в травмпункт, где «агрессора» исследуют на носительство возбудителя.

Как удалить присосавшегося клеща в домашних условиях?

1. Тело клеща осторожно смазывают маслом, и оставляют на 15-20 минут

2. Затем необходимо сделать из прочной нити петлю и затянуть ее у основания хоботка клеща.

3. Придерживая кожу пальцами, покачивая клеща, постепенно вытягивать его, растягивая концы нити в стороны. Можно захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и, держа строго перпендикулярно поверхности укуса, повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов

4. Место укуса необходимо смазать 70% спиртом, 5% йодом, зеленкой или одеколоном.

5. Если клещ удален, а его головка осталась в коже, то нужно обратиться в поликлинику для лечебной помощи. Если обратиться нет возможности, то нужно обработать место 5% йодом и извлечь как занозу.

6. Клещей, снятых с тела, необходимо поместить в пузырек (в крайнем случае сжечь или залить кипятком). Не следует давить их пальцами, т. к. если клещ заражен, то вирус может попасть в организм человека через слизистые носа, глаз и незначительно поврежденную кожу.

7. После контакта с клещами обязательно вымыть руки с мылом.

8. Для определения зараженности клеща необходимо (в пузырьке, банке) доставить его в лабораторию.

Клещи считаются одними из наиболее опасных насекомых в нашей полосе. Дело в том, что они являются переносчиками инфекционных заболеванийклещевого энцефалита и боррелиоза. Эти вирусные инфекции поражают спинной и головной мозг. Заболевания протекают тяжело, с высокой температурой, судорогами и могут приводить к различным осложнениям. 

КАКАЯ ОДЕЖДА ПОНАДОБИТСЯ РЕБЕНКУ В ДЕТСКОМ САДУ

      Родители, которые готовят в детский сад своего ребенка, всегда обеспокоены тем, какая обувь и одежда понадобятся для детского сада. И это закономерно, ведь ребятишки в детском саду находятся не только в группе, но и ходят на прогулки, занимаются спортом, и т. д. Попробуем же разобраться в этом вопросе.

 


 

     Необходимо помнить абсолютно всем родителям, что для ребенка одинаково вредно и перегревание, и переохлаждение. Для прогулок, одежду необходимо подбирать по сезону. При подборе одежды, например для прогулок, нужно иметь в виду индивидуальные качества малыша. Например, если ребенок малоподвижный, то запасная кофточка лишней не будет, если же он активный, то укутывать его абсолютно не стоит. При усиленных движениях увеличивается температура тела, и если в одежде ребенку жарко, то он начинает потихоньку потеть, что при ветреной погоде вредно и может повлечь за собой простудные заболевания, а также стать причиной появления сыпи и раздражения. Так же нельзя упускать из вида одевая ребенка в детский сад выбор правильного головного убора. Летняя панама или шапочка, необходима в жаркую погоду, в ветреную и холодную погоду проконтролируйте, чтобы уши и шея ребенка были плотно закрыты. Научите дошкольника одеваться правильно, чтобы он до того как отправиться на улицу не вспотел. Также уделите внимание тому, чтобы не терялись рукавички (правильнее всего пришить на резинку). 

     Одежда для детского сада, для нахождения в группе должна быть для ребенка комфортной. Она не должна стеснять малыша, уделите внимание тому, чтобы ребенок свободно чувствовал себя в тех или иных вещах. Всевозможные кнопки, молнии на брюках обременяют посещение туалета. 

    Один из важных факторов при подборе одежды – это температура, которая поддерживается в группе. Необходимо одевать детей исходя из этого. Также вам нужна будет пижама для тихого часа. 
Запасные майка и трусики, если ребенок маленький, нужно двое, а также носочки и колготки. Выбирать одежду следует из натуральных тканей, чтобы дышало тело малыша. Джинсовые вещи желательно сменить платьем или брюками из мягких тканей. Одежда должна иметь карман для носового платка, резинки не должны сжимать никакие части тела. Если в группе проходят занятия физкультуры, то нужны шорты и футболка. 

     Необходимая обувь для детского сада.
Большое значение имеет выбор обуви для дошкольника. Для детского сада необходима групповая обувь, и обувь спортивная. Для выбора обуви необходимой для группы следует обратить внимание на такие факторы как: мягкость и удобность. Идеально для этого подойдут сандалии с фиксированной пяткой и с застежкой на липучке. 
     Обувь не должна быть тесной. При тесной и неудобной обуви у ребенка нарушается кровообращение при сдавливании кровеносных сосудов. В холодную погоду ноги замерзают быстрее. Так же сильно свободную обувь приобретать не рекомендуется, так как она будет приносить неудобства, затрудняя движения. 
Для занятий физическими упражнениями нужны чешки.

     Одежда и обувь для ребенка должна подбираться с учетом того, чтобы без затруднений малыш мог снять самостоятельно ту или иную вещь. Одежда, также как и обувь должны быть обязательно подписаны, чтобы не произошло путаницы.



вторник, 17 июня 2025 г.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 Именно на этапе подготовки к школе закладывается основа успешного образования ребёнка. Чему стоит уделить особое внимание при подготовке к школе? Как определить готовность ребёнка к учёбе и каким рекомендациям психологов следовать?


Поменяйте отношение

Первое, что предстоит понять родителям будущего первоклассника: малыш уже не малыш. Психологическая готовность предполагает, что шести-семилетка стремится к новой, более ответственной роли – роли ученика, школьника. Соответственно, и отношения с «без пяти минут первоклассником» предстоит слегка «оптимизировать». Что это значит?
Примерно за год до школы родители, скорее всего, осознают, что приказы и назидания потеряли свою эффективность и теперь в общении с ребёнком гораздо действеннее начинают работать доводы и убеждения.

Слушайте ребёнка

Ребёнку важно родительское желание услышать его и понять, внимательное отношение к его мнению и суждениям. Будущему школьнику необходима атмосфера любви и уважения, только так он будет спокойно взрослеть и полноценно развиваться. Родителям имеет смысл интересоваться увлечениями своего дошколёнка, с пониманием относиться к его индивидуальным особенностям и быть последовательными в вопросах воспитания.

Будущему школьнику необходима атмосфера любви и уважения, только так он будет спокойно взрослеть и полноценно развиваться.


Соблюдайте меру во всём

Несмотря на то что усидчивость и умение концентрировать внимание более 30 минут считаются одними из главных критериев готовности к школе, не стоит сразу усаживать ребёнка за парту на полчаса. Скорее всего, поначалу пределы его выносливости гораздо меньше. Поэтому лучше начать занятия с 10 минут в день, с каждым разом увеличивая их продолжительность на пару минут.

Чередуйте виды деятельности

Не забывайте чередовать занятия с передышкой, игрой, сменой рода деятельности. Слишком «академичное» преподнесение материала может вызвать неприятие у ребёнка.

Поддержите дружбу

Во время подготовки ребёнка к школе стоит уделить внимание налаживанию его отношений со сверстниками. Навык общения с другими детьми, желание играть в коллективные игры, умение делить с друзьями успехи и неудачи, выигрыши и проигрыши – всё это очень пригодится в атмосфере общеобразовательной школы.

Самые распространённые заблуждения родителей

  • «В школе научится!» Да, конечно, в первом классе ребёнка научат писать, читать и считать. И предметной подготовкой к школе заниматься не стоит. Но и впадать в другую крайность и вовсе пренебрегать подготовкой – не дело. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в первые школьные дни, стоит уделить внимание организационным моментам и самому процессу обучения. Ведь для детей многое из школьной жизни в диковинку. Например, простое задание учителя «Открываем тетрадь и пишем» некоторых вчерашних дошкольников может озадачить не на шутку. Они открывают тетрадь посередине и начинают писать по центру страницы. А вот если бы ребёнку заранее, ещё на этапе подготовки к школе, объяснили, что такое тетрадь, как правильно в ней работать, досадных недоразумений удалось бы избежать. Подобных мелочей, порой неочевидных для родителей, в дошкольной подготовке немало. Забота о ребёнке на подготовительном этапе поможет сохранить интерес к учёбе, подарит стимул учиться с увлечением, поможет воспринимать школу, учителя и процесс в целом позитивно.

  • «В школе не до шуток!» Представляя школьные годы как новый, важный и интересный этап, некоторые родители чересчур серьёзно настроены и делают упор на сложностях, которые поджидают первоклассника. Всё это может напугать ребёнка. Рассказывая о том, что ждёт его в первом классе, лучше подчёркивать не сложности (мол, школа – это тебе не детский сад), а положительные, светлые стороны школьной жизни. Ребёнку очень важно чувствовать поддержку и безопасность, это позволит сделать адаптацию к первому классу более плавной и лёгкой.

    первом классе их не ставят. Поэтому вместо высказываний вроде «Читай больше, а то будут одни двойки!», «За двойки буду наказывать» лучше обращайте внимание ребёнка на сам процесс учёбы: «У тебя будут родителям психологи?

Для успешной учёбы ребёнок должен уметь концентрировать внимание, обладать хорошей памятью, иметь развитое логическое мышление и неплохое воображение. А все эти качества развиваются в игре, в движении. Не стоит забывать и о том, что у детей младше семи лет ведущей деятельностью остается игровая. Именно поэтому к делу подготовки ребёнка к школе можно и нужно подключать игры и весёлые упражнения на развитие мелкой моторики, речи.

Важно продолжать развивать у ребёнка навыки самостоятельности – они не менее важны, чем знание букв и цифр. Будущий школьник должен уметь обслуживать себя: причёсываться, одеваться, обращаться за советами к взрослым. Давайте ребёнку несложные задания по дому, такие, выполнять которые было бы интересно. Этим вы незаметно мотивируете его и к учёбе, ведь главным стимулом к получению новых знаний, навыков и умений является именно интерес.

Памятка родителям на каждый день

Вот несколько практических советов, как вести себя с ребёнком на этапе подготовки к школе.

  • Начните соблюдать режим дня. Учиться в школе – это значит каждый день просыпаться в одно и то же время. И лучше, если за несколько месяцев до школы ребёнок начнёт привыкать вовремя ложиться спать (не позже 21–22 часов) и вовремя вставать (в 7–8 утра).

  • Проводите занятия в игровой форме. Помните, ваша главная цель – привить ребёнку интерес к получению новых знаний, научить его не бояться ошибаться и находить общий язык с одноклассниками. Поэтому не сидите целый день за книгами — больше гуляйте, играйте, общайтесь! А играть можно и между делом. Например, для тренировки памяти считайте на прогулке птиц или обращайте внимание на цвета автомобилей. Дома, после прогулки, спросите ребёнка, сколько белых автомобилей он видел и какие птицы ему особенно запомнились.

  • Больше разговаривайте. Самый простой способ развития речи – больше разговаривать с ребёнком. И не обязательно с «обратной связью» – просто описывайте свои действия, что и в какой последовательности вы делаете. И неважно, печёте ли вы пирог, или пересаживаете цветы. Простые ситуации помогут развить речь ребёнка, пополнить его словарный запас и научить выстраивать причинно-следственные связи. Чтобы сформировать у ребёнка позитивное отношение к школе, почаще рассказывайте забавные истории из своей школьной жизни.


Ещё одна хорошая традиция – с утра рассказывать о планах на день, а вечером подводить итоги и вспоминать, как провели день. Помните, у вас есть множество поводов поговорить с ребёнком, рассказать больше о себе, о мире и о нём самом.

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

 Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С.И.  Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новы...