Копилка педагога

воскресенье, 4 декабря 2022 г.

ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА

 Давайте спросим наших детей и внуков откуда появился Дед Мороз. Наверняка каждый ответит, что Дед Мороз был всегда. Удивительно, но это далеко не так. Каких-то 150 лет назад никакого Деда Мороза и в помине не было. Кто же его придумал? История появления Деда Мороза это увлекательная, я бы даже сказал, почти детективная история.



Оказывается, впервые знакомый нам бородатый дед с подарками появился в 1910 году. Но этот, с позволения сказать, «выход» закончился фиаско. Косматый дед выходит с огромным мешком за плечами на детском празднике распевая песню «Не ветер бушует над бором». Дети сначала оцепенели, а затем и вовсе расплакались от страха.

Путь горячо любимого нами Деда Мороза был тернист и труден и уходит очень глубоко в прошлое. Оказывается, в древние, предревние времена, когда в лесах и болотах нашей матушки Руси «водились» водяные, русалки и лешие, люди обожествляли ещё один дух - Мороз. Называли его по-разному: Студенец, Карачун, Зимник, Трескунец, Морозко.

Дух мороза считался злым. Морозил людей почём зря, подарков, естественно, не дарил. То овёс поморозит, то путника неудачливого заморозит насмерть. Его боялись и задабривали. Славяне представляли дух мороза, как страшного, сгорбленного старика, который бродит по лесу, вымораживая всё на своём пути.

Вы не поверите, но традиция украшать ёлку на Новый год возникла в России лишь в XIX веке. При этом Деда Мороза и Снегурочки ещё не было. Под новогоднюю ель тогда вместе с подарками ставили куклу деда, так объясняя детям, что это он, - кукольный дед принёс ёлку и разложил подарки под ёлкой.

Постепенно образ новогодней ёлки и деда стали чем-то общим и неотделимым друг от друга. И лишь к концу XIX века, друзья мои, эта кукла деда под ёлкой трансформировалась в человеческого персонажа. Но Дедом Морозом он пока не был. Это был просто Ёлкич — дед, приносящий ель из леса на Новый год. И это только в городах. В деревнях и вовсе отмечали Новый год по-старинке, — с калядованием и языческими обрядами.

И вот однажды, 28 декабря 1935 года некто член президиума ЦИК СССР Павел Постышев предложил организовывать новогодние Ёлки для детей по всему Советскому Союзу. Вот какая статья вышла тогда в газете «Правда»:

"В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям Ёлку. Дети рабочих с завистью, через окно смотрели на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Пора устраивать хорошие Советские Ёлки во всех городах и колхозах".

Конечно, эта тема согласовывалась на самом верху. Так, благодаря Советской власти, дети получили самый счастливый праздник на свете — Новый год.

Именно с этого времени начинает формироваться тот самый, знакомый нам с детства, образ Деда Мороза и его помощников. Удивительно, но Снегурочки рядом с Дедом Морозом ещё не было. Главный вопрос здесь, кто и когда придумал Снегурочку, а главное зачем.

Оказывается, как и ранее, дети порой пугались бородатого старика с огромным мешком вдруг ввалившегося к ним на праздник. Нужен был посредник между детьми и Дедом Морозом.

Задумывались ли вы почему в современных детских празднованиях Нового Года к детям сначала выходит Снегурочка, подготовив детей к приходу Деда Мороза, а затем дети уже с нетерпением зовут его сами. Да, вы правы. Это продумано именно по той причине, чтобы дети не пугались Деда Мороза.

Но когда и кто ввёл персонаж Снегурочки — помощницы Деда Мороза?

В конце 30-х годов XX века Снегурочка появляется на детских праздниках. Первоначально эту роль играла маленькая девочка, ровесница веселящихся детей. Считали, что маленькая Снегурочка станет посредником между детьми и Дедом Морозом. А если Снегурочка не боится Деда Мороза, значит он добрый и его не надо бояться.

Но позднее выяснилось, что Снегурочка может совмещать в себе роль спутницы Деда Мороза и ведущей детского праздника. И тогда роль Снегурочки стала выполнять молодая девушка.

Мало кто знает, но в 1961 году Снегурочку заменили Космонавтом. Это случилось аккурат после полёта в Космос Юрия Гагарина.

Но и образ Деда Мороза порой менялся. В 1944 году Дед Мороз обязательно изображался с курительной трубкой и с автоматом наперевес.

И лишь в 50-х годах XX века сценарий празднования Нового Года, Дед Мороз и Снегурочка приобрел тот стиль, что мы знаем сейчас.

В конце 90-х годов в городе Великий Устюг появляется резиденция Деда Мороза и эта должность приобретает официальный статус.

Вот такая удивительная история, друзья мои.
Счастливых, весёлых и замечательных вам праздников!


ИДЕИ КАК ПРОВЕСТИ НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ С ДЕТЬМИ

 Всем нам хочется провести праздничные дни по-особому. Успеть расслабиться, переключиться с повседневных забот на что-то приятное и необычное, порадовать близких и подарить своим детям воспоминания, которые будут греть их долгие годы.


Чтобы каникулы прошли весело и непринуждённо, их нужно правильно спланировать. Так вы точно ни о чём не забудете, и всё пройдёт как нельзя лучше.

1. Семейный театр

Выберите короткую сказку, которая нравится вашему ребенку, и подготовьте представление на ее основе. Вместе с ребенком придумайте, как обозначить костюмы героев, нарисуйте маски, выучите слова, позаботьтесь об условных декорациях. Если вам не хватает актеров, часть ролей могут сыграть большие мягкие игрушки.

Для инсценировки русских сказок, в которых много персонажей («Теремок», «Репка» и т. п., больше подойдет формат кукольного театра. Натягиваем простыню между двумя стульями, находим дома подходящие игрушки, учим слова — и вперед.

В каникулы можно не только успеть всё отрепетировать, но и назначить премьеру. Пригласите в гости бабушек и дедушек — они точно будут в восторге и утопят вас в овациях.

2. Фотосессия в зимнем лесу

Семейную вылазку на природу можно сделать более интересной и запоминающейся, если превратить ее в семейную фотосессию. Заранее поищите в интернете идеи красивых кадров и сохраните их себе в телефон. Приготовьте новогодние колпачки, керамическую кружку, в которую можно налить горячий чай из термоса, и прочие атрибуты.

Малыши с удовольствием возьмут на природу любимую игрушку и сами пофотографируют ее под заснеженными соснами, на веточке с шишками или на пеньке, где до весны спит леший.

3. Вечер настольных игр

Настольные игры интересны не только детям, в них с удовольствием сыграют и многие взрослые. Пригласите в гости друзей и родственников с детьми и попросите, чтобы каждый принес с собой любимую игру.

4. Творческий мастер-класс

Почти наверняка среди ваших друзей и родственников или среди друзей ваших детей и их родителей есть кто-то, кто владеет техникой декупажа, скрапбукинга, умеет плести фигурки из бисера, делать оригами и т. п. Почему бы не собраться дружной компанией и не поучиться друг у друга? Главное, выбрать несложную поделку и заранее заготовить необходимые материалы на всех участников.

В девчачьей компании можно провести мастер-класс по стильным аксессуарам. Тут пригодятся разные шарфики (чтобы потренироваться завязывать их десятком способов, ремешки, бусы, брошки и прочие украшения в больших количествах. А, может быть, вы пригласите бабушку, которая устроит для компании детей мастер-класс по выпечке своих фирменных пирожков?

Не забывайте, что ведущим мастер-класса может быть не только взрослый, но и ребенок. Вдруг ваш сын умеет отлично рисовать роботов и научит этому всех остальных?

5. Займитесь составлением генеалогического древа

Такое совместное дело как нельзя лучше подходит для семейного праздника. Достаньте фотоальбомы, рассказывайте весёлые и интересные истории из жизни бабушек, дедушек и других родственников. Если вам не жалко обои, то нарисовать генеалогическое древо можно даже на стене. В этом дети будут участвовать не просто с удовольствием, а с восторгом.

6. Испеките все вместе пироги или печенье

Да-да, папы и мальчики тоже должны в этом обязательно поучаствовать. Для такого семейного кулинарного действия не выбирайте ничего сложного. Оптимальный вариант — простое и быстрое в приготовлении песочное тесто.

Месить его руками понравится всем, а уж вырезать специальными формочками или даже обычными стаканами фигурки — тем более. А упоительные ароматы, которые станут витать в воздухе буквально через несколько минут после того, как вы отправите противень в духовку, обязательно создадут праздничное настроение.

7. Веселые старты на свежем воздухе

Современные дети мало гуляют, и зачастую не умеют играть в обычные дворовые игры, на которых выросли их родители. Новогодние каникулы — подходящее время, чтобы устранить этот пробел. Дети будут в восторге, если родители покажут им, как играть в «Я знаю пять названий», «Светофор», «Краски» и т. п.

Предложите соседским детям и товарищам вашего ребенка по детскому саду или школе собраться во дворе вместе с родителями. Проведите эстафеты на скорость: пробежать по очереди небольшую дистанцию, пропрыгать или пройти, удерживая перед собой мячик на лопатке. Устройте соревнования по меткости: попасть мячиком в ведерко, метать снежки в мишень или ходить гуськом след в след.

Если погода позволит, можно дружно слепить снеговика и разных животных из снега — котиков, белочек, черепах и даже крокодилов.

Подвижные развлечения на улице помогут хоть ненадолго оторвать любимых чад от мультиков и компьютерных игр. Кстати, тренировка крупной моторики напрямую влияет на развитие интеллекта и учебных навыков.


воскресенье, 6 ноября 2022 г.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ



Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст, он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я. Важным показателем этого возраста - является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра. В игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.

ВНИМАНИЕ:

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

• выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;

• находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;

ПАМЯТЬ:

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 6-8 объектов, на слух также 6-8- объектов.

• запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

• рассказывать наизусть несколько стихотворений;

• пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

МЫШЛЕНИЕ:

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

• определять последовательность событий;

• складывать разрезанную картинку из 9 частей;

• находить и объяснять несоответствия на рисунках;

• находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

• находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

МАТЕМАТИКА

• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.

• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы«Сколько?»«Который по счету?»

• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.

• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.

• Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.

• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.

• Называет текущий день недели.

• Считает примеры в пределах 5 (три больше на один будет четыре).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

• Имеет достаточно богатый словарный запас.

• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.

ПОЗНАНИЕ

• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.

• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.

• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.

• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.

• Бережно относится к природе.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

• Знает стихотворения, считалки, загадки.

• Называет жанр произведения.

• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.

В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

Воображение.

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

ВАМ КАК РОДИТЕЛЮ ВАЖНО ЗНАТЬ:

Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

• Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

• На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Рекомендуемые игры с ребенком 5-6 лет.

Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т. д.)

Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.

Продолжаем развивать мелкую моторику :

• Конструкторы«лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование).

• Работа с ножницами (аппликации, раскраски (желательно карандашами)

Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.



понедельник, 3 октября 2022 г.

О ПОЛЬЗЕ ОСЕННИХ ПРОГУЛОК


 Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние ребенка. Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара.

Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь. Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной?

Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью? 

Наблюдение во дворе. Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в природе с приходом осени? Пусть во дворе растёт одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики. Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края,любуясь цветом осеннего неба. В песочнице – потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей. А потом вместе с ними отправиться на поиски тонких корочек льда. Если подержать в руке это прозрачное хрупкое чудо, кроха увидит и почувствует, как холодное стёклышко на глазах превращается в тёплую капельку. Вот так фокус.

Прогулка в парк. В разных уголках парка можно наблюдать многоликость пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуетесь раскидистым клёном и соберёте под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины. Дуб по праву займёт почётное место в прогулках. Обнаружив под ним однажды гладкий жёлудь, да ещё с симпатичной шляпкой. Поиграйте в игры, их можно придумать прямо на ходу. Например, показывая лист, попросить ребёнка определить с какого дерева он упал, постараться вспомнить его название. Можно сопровождать игру такими слоганами как: «Раз, два, три, дерево с такими листьями найди!». Такая игра будет и интересна, и познавательна. Будет веселей, если пригласить к участию других детей. Также осенью будут интересны наблюдения за насекомыми. В самом её начале они ещё ползают, летают, особенно если стоят солнечные деньки. Насекомые проявляют свою активность именно в то время, когда стоит теплая погода. Объясните, что с наступлением холодов насекомые исчезнут, поэтому и улетают в тёплые края птицы, которые ими питаются (такие как дрозды, грачи, скворцы, соловьи, журавли). 

Прогулка в лес. В начале, первой половине осени можно много интересного наблюдать в лесу. Птички объединяются в стайки и исследуют кору деревьев в поисках пищи. Если повезёт, можно увидеть ежа, который на своих иголочках несёт опавшие листочки, так он готовится к зимней спячке, делает себе уютную подстилку в ямке. Белка прыгает по деревьям, запасаясь едой на зиму (грибы накалывает на сучки веток, а жёлуди или орехи складывает к себе в дупло). Понаблюдайте за грибами в осеннем лесу. Покажите, где они растут. Расскажите, как они называются и различаются. Полюбуйтесь растущим мухомором в траве, отметьте, что при всей своей заманчивой красоте, гриб этот очень коварен.

Обратите внимание на запах и звуки осеннего леса. Замечайте всё на своём пути, даже незаметные паутинки, которых так много в лесу в это время года, расскажут и покажут вам столько интересного! Разговаривайте о всём, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. Где ещё встретишь столько интереснейших объектов для исследования?! Да ещё всё это можно потрогать, пощупать, понюхать. Давайте малышу полную свободу. Позвольте ребёнку веселиться в своё удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой!


Фотографируйте своё чадо на роскошном фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.

«Гербарий». Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария,

изготовления поделок из природного материала. Соберите различный природный

материал (шишки, сухие корни, ветки, сучки), дома будет весело и познавательно

сотворить из него различные поделки, добавив пластилин.

Поиграйте в подвижные или спортивные игры, это полезно для физического развития

вашего ребёнка и для его здоровья.

Любая ваша совместная деятельность на осенней прогулке будет вдвойне полезна, если добавить к ней улыбки и хорошее настроение! Тогда никакая осенняя депрессия вам не будет страшна.

Консультация для родителей : "ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"




 Большое распространение в последние годы получают нарушения осанки. Они выражаются в том, что одно плечо становится ниже другого, уровень лопаток разный (одна ниже другой), позвоночник отклоняется в сторону. Само по себе нарушение осанки не является заболеванием. Однако длительное пребывание позвоночника в искривленном положении может привести к целому ряду серьезных заболеваний позвоночника и корешков спинного мозга.

В наши дни это актуальная проблема практически для всех малышей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память, но мало кто свяжет все эти нарушения с состоянием позвоночника. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся изменения в межпозвонковых дисках. Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.

Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.

На что же взрослым обращать внимание ребенка?

Прежде всего, как ребенок сидит за столом. Прямо ли держит спину, на одном ли уровне расположил плечи, локти. Между прочим, наши предки заставляли своих детей правильно сидеть с помощью палки-аршина, которую вставляли под локти за спину. Отсюда и поговорка: «Сидит, как аршин проглотил».

За посадкой ребенка важно следить всегда, не допуская первых признаков появления искривлений. Если ребенка не поправлять, сам он сегодня сядет так, как ему удобно, завтра он уже не сможет сесть правильно, мышцы привыкнут к порочной установке и повлекут за собой позвоночник, формируя патологическую осанку.

Поэтому с 2—3-летнего возраста надо учить ребенка правильно сидеть на стуле, за столом, ходить, откинув голову, сблизив лопатки и подобрав живот, стоять с опорой на обе ноги, а не на одну. Постарайтесь приучить ребенка спать на животе или на спине, на жесткой постели с низкой подушкой. Не способствует формированию правильной осанки привычка сидеть, подложив под себя ногу, чтение, лежа на боку, занятия письмом или рисованием, свесив локоть со стола.

Правила организации позы дошкольника

Привычное положение тела развивается во время игр, а также при сидении за столом. Правильное положение обеспечит устойчивая опора для спины, ног и рук. Существует ряд правил правильного положения за столом.

  • Соблюдение абсолютной симметрии в положении плеч, рук, головы, туловища, а также ног;
  • Стол должен быть выше, чем локоть полностью опущенной руки Вашего ребенка на два или же три сантиметра;
  • Ноги, если они не достают до пола, необходимо ставить на подставку или же на невысокий стульчик;
  • Ноги постоянно должны быть согнуты в коленках под прямым углом;
  • Прямая спина всегда должна соприкасаться со спинкой стула, на котором сидит ребенок;
  • Между столом и грудной клеткой ребенка должна абсолютно свободно проходить ладонь, расположенная ребром, это расстояние составляет от 1,5 до 2 сантиметров;
  • Самым важным показателем правильности положения за столом является расстояние от стола до глаз ребенка. Оно должно составлять, как минимум, 30 сантиметров. Идеальный показатель – 35-45 сантиметров.

Основными профилактическими направлениями в предупреждении нарушений осанки у детей дошкольного возраста являются:

  • принятие правильного положения тела во время длительного сидения;
  • достаточная двигательная активность;
  • недопущение нарушений возрастного питания, особенно недостатка натрия, калия, кальция и фосфора;
  • предупреждение утомления (оно приводит к тому, что сидящий ребенок через некоторое время принимает неправильное положение тела).

Профилактика и лечение нарушений осанки должны быть комплексными и включать: 

  1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.
  2. Правильную и точную коррекцию обуви.
  3. Организацию и строгое соблюдение правильного режима дня.
  4. Постоянную двигательную активность, включающую прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, плаванием.
  5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения.
  6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей.
  7. Плавание.
  8. Применение, если это необходимо, различных ортопедических изделий.

Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки заметно выражены и, тем более, прогрессируют, пора идти к врачу.

Методика выявления нарушений осанки дошкольников

Нормальная осанка дошкольника выглядит следующим образом: грудная клетка симметрична, плечи не выступают вперед, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. При нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку ребенок может лишь ненадолго.

Исправление осанки всегда начинается с постановки правильного диагноза (проведения врачебного осмотра и выполнения необходимых снимков). Только после этого делается вывод о необходимости проведения различных процедур для исправления осанки.

В настоящее время складывается ситуация, когда диагноз «Нарушение осанки» имеет практически каждый второй ребенок, при этом отмечается довольно небрежное отношение к данной патологии.

На что нужно обратить внимание:

  • Ребенок мало играет, быстро устает, вялый, неуклюжий
  • Не любит подвижные игры
  • Жалуется на боли в спине, шее, головные боли
  • Жалуется на боли в ногах, повышенную утомляемость при физической нагрузке
  • Сидит, упираясь руками о сиденье стула
  • Сутулится, не может длительно находиться в одном положении.

Перечисленные выше симптомы должны насторожить. Именно эти незначительные признаки бывают первыми проявлениями нарушений осанки, иногда это первый звоночек к развитию различных заболеваний.

Нарушение осанки можно выявить самостоятельно

Тест 1. Разуйте и разденьте ребенка до трусиков. Поставьте его на пол в положение «прямо», руки по «швам», таким образом, чтобы свет падал на спину равномерно. Лучше всего проводить осмотр при естественном освещении. Сядьте ровно на стул в 2–3 м за спиной ребенка.

Внимательно посмотрите: симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами, сами ягодицы? Если исследуемые ориентиры несимметричны относительно горизонтальной или вертикальной оси, это признак нарушения осанки (например, одно ухо смещено вверх или вниз, вперед или назад относительно другого). Симметрично ли ребенок поставил стопы? Несимметричная установка стоп может свидетельствовать о проблемах тазового пояса.

Попросите ребенка достать руками до пола, сделав при этом «горбатую спинку». Нет ли отклонения туловища от срединной линии при наклоне? Нет ли сбоку от поясничных позвонков с одной стороны продольного мышечного валика, а в грудной клетке – «выпирания» ребер или лопатки с одной стороны?

Попросите ребенка сложить руки на затылке в «замок» и, не опуская их, наклониться вправо и влево. Нет ли ограничения наклона в одну из сторон? Образует ли позвоночник при таком наклоне в сторону равномерную дугу или в нем видны «ненаклонившиеся» участки?

Попросите ребенка наклонить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ее до конца вправо и влево. Нет ли ограничения поворота в одну из сторон?

Посмотрите на ребенка сбоку. Обратите внимание на сутулость или выпрямление грудного изгиба позвоночника. Не «падает» ли ребенок животом вперед? Нет ли смещения центра тяжести тела вперед (наружное отверстие слухового прохода должно быть над лодыжкой, а не над сводом стопы)?

Если вы заметили какие-либо из перечисленных симптомов, посоветуйтесь с врачом. Подобные осмотры целесообразно проводить раз в полгода или чаще, особенно в периоды быстрого роста ребенка.

Тест 2. Для этого необходимо раздеть ребенка до трусиков и осмотреть спереди, сзади и сбоку.

Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника.

При осмотре спереди определяется

  • Строго вертикальное положение головы (подбородок слегка приподнят, а линия соединяющая нижний край глазниц и козелка ушей — горизонтальна
  • Линия надплечий — горизонтальна
  • Грудная клетка — не имеет западений, выпячиваний, симметрична средней линии, соски на одной линии
  • Углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечий симметричны
  • Треугольники талии (между рукой и туловищем) одинаковы справа и слева
  • Живот симметричен, брюшная стенка вертикальна, пупок по средней линии
  • Обязательно оцените форму ног (прямые, Х-образные) и стоп (уплощение, прогибание внутрь или наружу).

При осмотре сбоку 

•  Грудная клетка несколько приподнята, плечи развернуты

•  Живот подтянут у школьников, у дошкольников — допустимо некоторое выпячивание вперед

•  Ноги выпрямлены

•  Физиологические изгибы умеренно выражены

При осмотре сзади 

•  Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, их углы на одной горизонтальной линии (у дошкольников допустимо некоторое отхождение, у школьников — прижаты к спине

•  Ягодичные складки, подколенные ямки на одной горизонтальной линии

•  Треугольники талии симметричны

Обязательно осмотрите ребенка в наклоне вперед с выпрямленными в суставах ногами и опущенными вниз расслабленными руками. Ноги должны быть установлены на одной горизонтальной линии, подбородок прижат к груди. Наклоняют ребенка медленно, удерживая его за плечи. Родитель располагается спиной к свету, при достаточном освещении, находится позади ребенка.

Проводя пальцами вдоль позвоночника таким образом можно обнаружить отклонение оси вправо, влево, наличие реберного горба и мышечного валика. Затем, повернув ребенка к себе, вновь медленно наклоняем его вперед.

Тест 3. Правильность осанки можно проверить. Измерьте сантиметром расстояние от седьмого (наиболее выступающего) шейного позвонка до нижнего угла левой, а потом правой лопатки. Во время измерения стойте в непринужденной позе. При нормальной осанке эти расстояния равны. 

Простейший тест на правильность осанки - встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены. Расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного лордозов примерно 2-3 пальца.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача-ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию).

Детям с нарушениями осанки необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста.

Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Тест 4. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления, необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь идет пока лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка.

Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым).

В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет – 1-1,5 минуты, 12-16 лет – от 1,5 до 2,5 минут.

Развитие мышц брюшного пресса, определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7-11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.





Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

  Начало посещения детского сада – важный и волнительный этап в жизни ребенка и его семьи. Период, известный как адаптация, требует особого ...