Копилка педагога

воскресенье, 14 апреля 2024 г.

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ НА ШКОЛЬНОМ СТАРТЕ

 


Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в ее успешной реализации имеет позиция родителей воспитанников, которые сегодня зачастую либо самоустраняются от процесса воспитания ребенка, либо излишне перегружают его посещением перед школой многочисленных кружков, секций, студий.

Наибольшую тревогу сегодня представляют родители, стремящиеся любой ценой определить своего ребенка в престижную школу, гимназию.

Такая забота родителей и желание обеспечить ребенку достойное, на их взгляд, образование понятны и оправданны. Ребенок, посещая дополнительные занятия, не столько получает должную подготовку к школе, сколько растрачивает так необходимые ему в период адаптации к школе умственные и физические силы. Нередко у него пропадает и само желание стать школьником. Неоправданные перегрузки в результате не оставляют ребенку достаточных шансов на успешный школьный старт.

Как же выбрать школу для своего ребенка? Что должна дать школа ребенку? Казалось бы ответ сам крутится на языке – хорошее образование. Но ответ этот далеко неполный. Ребенку, кроме этого, нужны еще комфортная психологическая среда, общение со сверстниками и интересная школьная жизнь.

На что обратить внимание при выборе школы?

Во-первых, школа для первоклассника должна находиться рядом с ломом. Долгая дорога на транспорте только утомит ребенка.

Во-вторых, исследуйте условия: обойдите школы и понаблюдайте за детьми, родителями и обстановкой в этих учреждениях. Если в школе грязно, некрасиво, неуютно, вашему ребенку там нечего делать. В хороших школах царят уют, порядок и чистота. Дети грубы, озлоблены, запуганы? Значит, учителя создают здесь невыносимую атмосферу. Если вы увидите спокойных и довольных первоклашек, значит, в школе им хорошо. Поговорите с другими родителями. Вам посоветуют доброго, любящего детей учителя. Для ребенка это самое главное.

В-третьих, уточните у администрации содержание образовательной работы с детьми. Перегруженную программу гимназии или лицея выдержит только абсолютно здоровый ребенок с сильным желанием учиться. Если у вашего ребенка проблемы со здоровьем – эта школа не для него. Только небольшая часть детей легко принимают школьные требования, усваивают школьную программу. Остальные привыкают к школе с трудом.

Будьте очень осторожны и не портите своему ребенку жизньЕсли он получит клеймо троечника-двоечника уже в первом классе, то возненавидит учение навсегда.

Помните: дети, как и мы, взрослые, нуждаются в успехе!

 

Качества, необходимые будущему первокласснику:

Дисциплинированность – охотное и своевременное выполнение требований взрослых, поручений и обязанностей, умение согласовывать свои интересы и желания с интересами окружающих.

Организованность – умение следовать поставленной цели, поддерживать порядок на своем рабочем месте, рационально использовать время.

Ответственность – понимание значимости и необходимости выполнения деятельности, имеющей значение не только для него, но и для других, готовность держать ответ за порученное дело.

Настойчивость – умение мобилизовать усилия в работе, довести дело до конца.

Самостоятельность – умение найти себе дело, создать условия для игр, занятий, выполнять работу без посторонней помощи.

Аккуратность, опрятность – умение следить за своим внешним видом и содержать в порядке свои вещи.

Слагаемые школьного успеха:

  • психофизическое здоровье;
  • интерес к школе, желание учиться, стать школьником;
  • желание и умение общаться с окружающими;
  • положительное самоощущение и самооценка;
  • нравственно-волевая готовность;
  • специальная готовность (умение писать, читать, считать).

 

Как укрепить здоровье первоклассника дома:

  • выберите и соблюдайте режим дня,
  • обеспечьте ребенку рациональное питание,
  • обеспечьте полноценный сон (первокласснику необходим 2-3-часовой дневной и 9-10-часовой ночной сон),
  • больше гуляйте, ребенку необходимо достаточное пребывание на воздухе (ежедневная 3-4-часовая прогулка),
  • создайте благоприятную психологическую атмосферу дома и в школе,
  • соблюдайте профилактические санитарно-гигиенические процедуры в течение дня,
  • проводите с ребенком занятия физической культурой и спортом.

 

Готовность дошкольников к обучению в школе складывается из следующих аспектов:

1. Физическая готовность к обучению в школе определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма.

2. Специальная готовность включает в себя умения и навыки дошкольников, сформированные в организованном обучении: представление об окружающем мире, речевое и математическое развитие.

3. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, реализуя его, преодолевая препятствия, если у него формируется произвольность психических процессов.

4. Личностная готовность ребенка к школе предполагает развитие мотивационной сферы, формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего обязанности, права и занимающего особое положение в обществе.

5. Интеллектуальная готовность - необходимый для усвоения учебной программы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность: высокая сенсомоторная координация, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, закладывающих основы аналитического мышления, хорошо развитая память, развитие мелкой моторики рук, овладение разговорной речью на основе развитого фонетического слуха.

 

Готовность к школе представляет собой интегральную характеристику развития ребенка, имеющую определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, а также развитие зрительно-моторной координации.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий