Копилка педагога

воскресенье, 14 апреля 2024 г.

СЕКРЕТЫ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 


Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически во всех детских учреждениях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют.

В чём же секрет эффективности метода, который, при правильном использовании, обязательно даст положительные результаты. Предлагаю вам познакомиться с этой терапией более подробно.

История появления чудесного метода

В 1984 году южнокорейский профессор Пак Чже Ву, предложил свою оригинальную методику оздоровления организма. Назвал он её Су-Джок терапия. «Су», в переводе с корейского, означает кисть, а «Джок» – это стопа. Кисть и стопа обладают уникальным сходством со строением всего нашего тела. Биологически активные точки, на кисте и стопе, располагаются в строгом порядке, таком же, в каком наши органы располагаются у нас в теле.

Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.

Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.

В чём секрет метода Су-Джок терапии для развития речи у детей?

Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:

  • Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами;
  • Абсолютная безопасностью. Метод, может применяться с раннего возраста и до глубокой старости;
  • Универсальность и доступность. Используется в специализированных учреждениях и в домашних условиях. Стоимость одного массажёра колеблется от 80 до 200 рублей;

С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • Развитие звукового и слогового анализа слов;
  • Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие психических процессов;
  • Развитие цветовосприятия;
  • Развитие пространственно-временных представлений;
  • Закрепление счетных операций.

 

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков.

Интересный речевой материал для занятий

Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

 

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

 

Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

 

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 

 

Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Егоркой друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

  • меньшую зовут Наташа. (мизинец)

 

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

 

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

 

Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

 

Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводить упражнение «Назови ласково», «Скажи наоборот»

 

Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.

 

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

 

Упражнения с шариком массажером:

 

Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

 

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

 

 

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

 

 

Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

 

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках Су-Джок) .

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают массажёр между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на шарик, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней).

 

Пальчиковая игра «Ёжик».

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают массажёр между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают шарик между ладонями).

 

Пальчиковая игра «Ёжик и иголки»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

(дети катают шарик между ладоней)

 

Пальчиковая игра «Капустка»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по массажёру)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

 

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(дети катают массажёр между ладоней)

 

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

 

Игра «Пальчики-мальчики»

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольчко на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

 

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

— Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил,

(надеваем на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем на мизинец).

 

Пальчиковая игра «Пальчики»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем на большой палец)

 

Пальчиковая игра «Семья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — папенька,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — маменька,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем на мизинец).

 

Пальчиковая игра «Родные братья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому — дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке — воду носить,

(надеваем на указательный палец)

Мишке-среднему — печку топить,

(надеваем на средний палец)

Гришке-сиротке — кашу варить,

(надеваем на безымянный палец)

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем на мизинец).

 

Все перечисленные в здесь упражнения Су-Джок терапии для развития речи детей можно активно использовать. Дети с удовольствием выполняю упражнения с «волшебными шариками».

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ НА ШКОЛЬНОМ СТАРТЕ

 


Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в ее успешной реализации имеет позиция родителей воспитанников, которые сегодня зачастую либо самоустраняются от процесса воспитания ребенка, либо излишне перегружают его посещением перед школой многочисленных кружков, секций, студий.

Наибольшую тревогу сегодня представляют родители, стремящиеся любой ценой определить своего ребенка в престижную школу, гимназию.

Такая забота родителей и желание обеспечить ребенку достойное, на их взгляд, образование понятны и оправданны. Ребенок, посещая дополнительные занятия, не столько получает должную подготовку к школе, сколько растрачивает так необходимые ему в период адаптации к школе умственные и физические силы. Нередко у него пропадает и само желание стать школьником. Неоправданные перегрузки в результате не оставляют ребенку достаточных шансов на успешный школьный старт.

Как же выбрать школу для своего ребенка? Что должна дать школа ребенку? Казалось бы ответ сам крутится на языке – хорошее образование. Но ответ этот далеко неполный. Ребенку, кроме этого, нужны еще комфортная психологическая среда, общение со сверстниками и интересная школьная жизнь.

На что обратить внимание при выборе школы?

Во-первых, школа для первоклассника должна находиться рядом с ломом. Долгая дорога на транспорте только утомит ребенка.

Во-вторых, исследуйте условия: обойдите школы и понаблюдайте за детьми, родителями и обстановкой в этих учреждениях. Если в школе грязно, некрасиво, неуютно, вашему ребенку там нечего делать. В хороших школах царят уют, порядок и чистота. Дети грубы, озлоблены, запуганы? Значит, учителя создают здесь невыносимую атмосферу. Если вы увидите спокойных и довольных первоклашек, значит, в школе им хорошо. Поговорите с другими родителями. Вам посоветуют доброго, любящего детей учителя. Для ребенка это самое главное.

В-третьих, уточните у администрации содержание образовательной работы с детьми. Перегруженную программу гимназии или лицея выдержит только абсолютно здоровый ребенок с сильным желанием учиться. Если у вашего ребенка проблемы со здоровьем – эта школа не для него. Только небольшая часть детей легко принимают школьные требования, усваивают школьную программу. Остальные привыкают к школе с трудом.

Будьте очень осторожны и не портите своему ребенку жизньЕсли он получит клеймо троечника-двоечника уже в первом классе, то возненавидит учение навсегда.

Помните: дети, как и мы, взрослые, нуждаются в успехе!

 

Качества, необходимые будущему первокласснику:

Дисциплинированность – охотное и своевременное выполнение требований взрослых, поручений и обязанностей, умение согласовывать свои интересы и желания с интересами окружающих.

Организованность – умение следовать поставленной цели, поддерживать порядок на своем рабочем месте, рационально использовать время.

Ответственность – понимание значимости и необходимости выполнения деятельности, имеющей значение не только для него, но и для других, готовность держать ответ за порученное дело.

Настойчивость – умение мобилизовать усилия в работе, довести дело до конца.

Самостоятельность – умение найти себе дело, создать условия для игр, занятий, выполнять работу без посторонней помощи.

Аккуратность, опрятность – умение следить за своим внешним видом и содержать в порядке свои вещи.

Слагаемые школьного успеха:

  • психофизическое здоровье;
  • интерес к школе, желание учиться, стать школьником;
  • желание и умение общаться с окружающими;
  • положительное самоощущение и самооценка;
  • нравственно-волевая готовность;
  • специальная готовность (умение писать, читать, считать).

 

Как укрепить здоровье первоклассника дома:

  • выберите и соблюдайте режим дня,
  • обеспечьте ребенку рациональное питание,
  • обеспечьте полноценный сон (первокласснику необходим 2-3-часовой дневной и 9-10-часовой ночной сон),
  • больше гуляйте, ребенку необходимо достаточное пребывание на воздухе (ежедневная 3-4-часовая прогулка),
  • создайте благоприятную психологическую атмосферу дома и в школе,
  • соблюдайте профилактические санитарно-гигиенические процедуры в течение дня,
  • проводите с ребенком занятия физической культурой и спортом.

 

Готовность дошкольников к обучению в школе складывается из следующих аспектов:

1. Физическая готовность к обучению в школе определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма.

2. Специальная готовность включает в себя умения и навыки дошкольников, сформированные в организованном обучении: представление об окружающем мире, речевое и математическое развитие.

3. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, реализуя его, преодолевая препятствия, если у него формируется произвольность психических процессов.

4. Личностная готовность ребенка к школе предполагает развитие мотивационной сферы, формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего обязанности, права и занимающего особое положение в обществе.

5. Интеллектуальная готовность - необходимый для усвоения учебной программы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность: высокая сенсомоторная координация, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, закладывающих основы аналитического мышления, хорошо развитая память, развитие мелкой моторики рук, овладение разговорной речью на основе развитого фонетического слуха.

 

Готовность к школе представляет собой интегральную характеристику развития ребенка, имеющую определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, а также развитие зрительно-моторной координации.