Копилка педагога

четверг, 18 января 2024 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ДЕТИ И ТЕЛЕВИЗОР "


 «Дети и телевизор»

У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что 

хорошего может дать ребенку телевизор?). Так ли это на самом деле?

Высказывания в прессе на эту тему встречаются на каждом шагу. Научных 

публикаций - совсем немного. В основном результаты социологических опросов, 

наблюдений за детьми и немногочисленных экспериментов.

Агрессивные фильмы

Американские психологи подсчитали: средний подросток к двенадцати годам 

успевает стать свидетелем 100 тысяч сцен насилия по телевидению. Что дальше? Частое 

созерцание сцен насилия может повысить склонность к агрессивному поведению. Это 

подтверждается экспериментами американских и бельгийских психологов. У 

дошкольников и детей восьми-девяти лет определяли уровень агрессивности до и после 

просмотра мультфильмов с агрессивным содержанием. После просмотра уровень 

агрессивности у детей повышался.

В Германии опрашивали матерей дошкольников - что именно дети смотрят по 

телевизору и в течение какого времени. Ответы матерей совпали с результатами 

психологического обследования их детей. Чем больше и дольше ребенок смотрит 

агрессивные мультфильмы, тем выше обнаруженный у него после этого уровень 

агрессивности. Причем это не зависит от коэффициента интеллекта у ребенка и 

социально-экономического положения его семьи.

Исследователи объясняют это так: если ребенок чрезмерно увлечен агрессивными 

мультфильмами, он начинает отождествлять себя с агрессивными персонажами. Он 

перенимает опыт решения проблем с помощью агрессии. А если в его окружении (в семье, 

в среде сверстников) этот опыт одобряется и подкрепляется, образуется порочный круг. 

Не на всех детей такие мультфильмы влияют именно так. От чего это зависит? Можно 

выделить четыре фактора, влияющих на возникновение агрессивности:

- от степени агрессивности содержания мультфильма и длительности его 

просмотра;

- от личностных особенностей ребенка, от того, как он интерпретирует содержание;

- от семейного стиля воспитания;

- от того, насколько сильно влияние на него со стороны сверстников.

Существует и находит поддержку следующая точка зрения: фильмы (в том числе 

мультфильмы) с агрессивным содержанием полезны, так как помогают избавиться от 

отрицательных эмоций. Исследования показывают, что это, мягко говоря, не совсем так. 

После просмотра такого фильма агрессивность у детей повышается.

Освободиться от возникшего напряжения, агрессии можно вербально, то есть с помощью слов, высказываний, или с помощью физических действий. Такой прием используют в

работе с детьми психотерапевты. Но тут нужно учитывать вот что: это дает лишь

временное снижение напряжения. Кроме того, ребенок может привыкнуть отвечать на

конфликты в общении именно так. А ведь существуют и другие, более конструктивные

способы.

Телевизор и детские страхи

Фильмы с агрессивными сюжетами, фильмы-боевики, фильмы-"ужастики" смотрят

и дети и взрослые. И привлекает их здесь практически одно и то же. Динамизм сюжета,

активное физическое взаимодействие, ловкие трюки, мастерски выполненные

спецэффекты, эмоциональное напряжение и др. Но при этом нормальный взрослый

относится к происходящему на экране критично. Он может отделить сюжетный видеоряд

от того, что действительно происходит в жизни. Ребенок тоже может "сделать скидку" на

особенности жанра. Но эта способность отделять вымысел от реальности зависит от его

возраста.

Мы, взрослые, не задумываемся о том, что такого страшного в классических детских

сюжетах. Например, в сказке о Синей Бороде или о Белоснежке и семи гномах. Между тем

создатель знаменитого кукольного театра Сергей Образцов совершенно серьезно не

рекомендовал приводить на спектакль "Красная Шапочка" детей младше пяти лет. Он

считал, что сцены, в которых волк глотает бабушку, а потом Красную Шапочку, могут

травмировать малышей. Объяснения взрослых, что это происходит только в сказке, не

убеждают маленького ребенка. Ведь он только что видел это своими собственными

глазами.

Большинство детей шести лет уже, как правило, спокойно воспринимают

сказочных чудовищ и злодеев. Но для них травмирующим фактором в сюжете может

стать другое - например, то, как там обращаются с детьми. В некоторых сказках и

фильмах с маленьким ребенком обращаются жестоко: его бросают родные, никто не

защищает. Есть данные наблюдений: при просмотре фильма "Парк юрского периода"

малыши пугались ужасных динозавров. А семилетних гораздо больше травмировали

сцены, в которых взрослые подвергали детей риску.

Трудно полностью уберечь ребенка от страшных сцен. К восьми-девяти годам дети

понимают, что фильмы в основном - это вымысел. Но теперь они особенно остро

воспринимают программы новостей, в которых сообщается о насилии, терроризме,

жестокости. Негативные эмоции особенно сильны, если жертвами становятся дети.

Ребенок представляет себя на их месте, ему могут начать сниться страшные сны,

появляются навязчивые мысли, постоянная тревога.

Да, детей надо предупреждать о возможных опасностях. Но это не значит, что

просмотр криминальных новостей придаст им сил и уверенности при встрече с реальной

опасностью в жизни.

Как и во всем, нужно чувство меры. Надо учитывать уровень психической зрелости

ребенка, его индивидуальную уязвимость, подверженность страхам.

Телеиммунитет

Есть у нас, взрослых, и другие претензии к нашему телевидению. Кого-то особенно

возмущает навязчивая реклама, примитивные сериалы, пошлые ток-шоу. Другого больше

беспокоит, как ребенок воспринимает кадры с дерущимися депутатами в Госдуме,

косноязычными и нетрезвыми политиками, вульгарную речь, перемешанную с блатными

и матерными словечками. Список можно продолжать (порнографические и садистские

фильмы, смакование подробностей криминальных расследований, всевозможные игры,

обещающие быстрое обогащение и т.д.).

Иногда хочется, чтобы ребенок вообще этого не видел и не слышал. Что делать?

Смотреть вместе с ребенком и подростком самые разные передачи. Даже если это 

противоречит вашим собственным пристрастиям и художественному вкусу.

- Не комментировать каждый раз: это хорошо, а вот это плохо. Спрашивать его мнения, 

уважать вкусы и пристрастия.

- Иногда оперировать фактами. Например: подставные участники с вымышленными 

историями кочуют из одного ток-шоу в другое, драки между соперницами в этих же шоу 

грубо инсценированы и т. д.

- Помогать ребенку выбирать в программе фильмы и передачи, заслуживающие внимания. 

Если иммунитет к пошлости и безвкусице и не передается генетическим путем, 

выработать его у ребенка нам вполне по силам.

Скрытый вред телевизионного экрана

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. 

СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, 

телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. 

В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. 

Экран становится главным "воспитателем" ребенка.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в 

неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. 

Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом 

деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то 

же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной 

цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, 

родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. 

Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может 

повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях 

зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для 

его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение 

книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, 

беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее 

беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.

Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им 

предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор, 

то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную 

продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие 

воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его 

вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и 

существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, -

игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.

Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ 

времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям 

принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. 

Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их 

личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей 

телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд - рекламу, 

боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое 

поколение "экранных детей", эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги 

все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, 

мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая 

помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не

только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в

наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В

середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же

возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло

более чем в 6 раз!

Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит

речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая

разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых

штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом,

непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает

другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и

артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы

ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные

практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со

взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа,

не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо

образов. Они остаются всего лишь "пустым звуком". Современные дети в большинстве

своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще

они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их

отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых

родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается

малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети

предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Однако внешняя разговорная речь - лишь вершина айсберга, за которой скрывается

огромная глыба внутренней речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и

средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания

своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи

совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое

представление - словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную

жизнь. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления,

сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог

с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать

любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта

форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек

остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в

состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В

результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные

признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных

детей.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детейнеспособность к

самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие

заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни

- "дефицит концентрации". Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в

обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения,

повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях,

быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений,

однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не

анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция,

которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не

вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям

с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения,

они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им

просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижениефантазии и

творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя.

Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания

собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать

новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного

содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом.

Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным:

детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать

кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты -

повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных

детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и

бессмысленность, немотивированность этих детских "шалостей". Конечно, мальчишки

дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности.

Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник

оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы

чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего

ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому

встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным,

стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в

собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и

убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-

то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

И конечно же бич нашего времени - наркотики. Все больше российских детей и

подростков уже имеют опыт наркомании, причем это число катастрофически нарастает.

Уход в наркотики - яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности обрести

смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров,

внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения - новой искусственной

стимуляции, новых "таблеток счастья".

Разумеется, далеко не у всех детей перечисленные "симптомы" наблюдаются в полном

наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны

и вызывают естественную тревогу. Наша задача - не напугать в очередной раз читателя

ужасающей картиной падения нравов современного подрастающего поколения, а понять

истоки этих тревожных явлений.

Так неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом

адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран

поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького

ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно,

оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление

психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут

сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира,

построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем

практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет)

приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей

человека. Термин "фундаментальных" здесь употреблен в самом прямом смысле - это то,

на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный,

здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем

более ранний возрастной период у детей, тем более ответственным он является и тем

больше определяет дальнейшее развитие человека.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни

и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и

дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет

серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как

ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование,

восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в

обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации,

строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для

маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать

малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов.

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами

дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по

назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной

информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий