Копилка педагога

четверг, 18 января 2024 г.

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ


 Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С.И. 

Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, 

пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская 

активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость 

детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу? Во-

первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К 

ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного 

развития, среда, которая окружает ребенка дома (здесь имеется в виду игрушки, игры, 

книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком).

 Долгое время малыш не в состоянии ничего себе представить: игрушка, 

спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все 

меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это изменение 

означает, что мир для малыша удвоился: один стоит перед его глазами, дает о себе знать 

звуками, запахами, прикосновениями. Другой, внутренний, психический существует как 

представление, образ. Этот мир полностью принадлежит ребенку. Это рождение 

внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-х летних 

детей появление представлений – огромная нагрузка, воспринимать легче, чем 

представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное 

развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение, давать возможность 

ребенку заниматься привычными играми, делами. Что можно использовать для развития 

познавательной активности детей этого возраста? Необходимо увеличить доступную 

детям «территорию познания».

• Это могут быть различные прогулки, на которых Вы рассматриваете 

окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, 

капли дождя на стекле ит.д.), побуждаете ребенка задавать вопросы, вопросы – это 

«выходы» познавательной активности (принимаете любые версии его ответов). Важно, 

чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать.

• Хорошо, ели Вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, 

вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без 

листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки 

сами или использовать уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно 

на познавательные серии).

• Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили): отгадать 

воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т.д.

• Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать 

словесные путаницы самим). Например, Вы показываете малышу картинку, на которой 

собака сидит на дереве, а петух – в будке: « Что здесь перепутано?»

• Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, Вы рисуете девочку,

которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко,

вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком). «Интересно, когда капли дождя

падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из наших занятий:

«Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали»). Второй

вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до

дома?» (Варианты ответов – нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.).

 Появление представлений создает благоприятные условия для развития

внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играет не только с

кубиками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что

собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для

творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже

незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал

неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает, как надо, значит, он

не мог ошибиться. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте

наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе?

Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте

самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером.

Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за

пределами его непосредственного восприятия и опыта.

• Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками, можно

рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается

информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-

разукрашки и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его

познавательные устремления. Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся

благосклонно, положительно.

• Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для

творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на

дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом

могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.

• Использовать путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных

ситуаций.

• Поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.

 У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое

богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка

внутрь (развитие пятилетнего ребенка как бы замедляется). «Мысль уходит в подполье».

Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого

года жизни. Ребенок начинает задумываться. Нарастают различия между детьми: один

лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того,

как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память

усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять

примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения

ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Взрослые должны знать, что

если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности

речевого развития, у него продолжает преобладать деятельность правого полушария. Это

значит, что нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями. Необходимо

познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень

много, они разные. (В нашем детском саду каждый родитель может поговорить об этом с

педагогами, получить необходимые рекомендации).

 Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом

среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его

познавательных устремлений.

Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для

забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического

развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и

непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители

современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или

предметы-функционеры, которые отвечают иногда неосознанным, но реальным и очень

важным потребностям ребенка. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д.

Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами,

они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки

надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком

ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом

мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для

замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие

знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому,

уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными

материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои

эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду,

невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его

костюма.

 Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку.

Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и

скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к

дисгармоничному. В таком состоянии трудно малышу быть исследователем и

созидателем. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять

только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества,

проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон

говорит за ребенка.

 Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему

ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс

культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному

психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ДЕТИ И ТЕЛЕВИЗОР "


 «Дети и телевизор»

У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что 

хорошего может дать ребенку телевизор?). Так ли это на самом деле?

Высказывания в прессе на эту тему встречаются на каждом шагу. Научных 

публикаций - совсем немного. В основном результаты социологических опросов, 

наблюдений за детьми и немногочисленных экспериментов.

Агрессивные фильмы

Американские психологи подсчитали: средний подросток к двенадцати годам 

успевает стать свидетелем 100 тысяч сцен насилия по телевидению. Что дальше? Частое 

созерцание сцен насилия может повысить склонность к агрессивному поведению. Это 

подтверждается экспериментами американских и бельгийских психологов. У 

дошкольников и детей восьми-девяти лет определяли уровень агрессивности до и после 

просмотра мультфильмов с агрессивным содержанием. После просмотра уровень 

агрессивности у детей повышался.

В Германии опрашивали матерей дошкольников - что именно дети смотрят по 

телевизору и в течение какого времени. Ответы матерей совпали с результатами 

психологического обследования их детей. Чем больше и дольше ребенок смотрит 

агрессивные мультфильмы, тем выше обнаруженный у него после этого уровень 

агрессивности. Причем это не зависит от коэффициента интеллекта у ребенка и 

социально-экономического положения его семьи.

Исследователи объясняют это так: если ребенок чрезмерно увлечен агрессивными 

мультфильмами, он начинает отождествлять себя с агрессивными персонажами. Он 

перенимает опыт решения проблем с помощью агрессии. А если в его окружении (в семье, 

в среде сверстников) этот опыт одобряется и подкрепляется, образуется порочный круг. 

Не на всех детей такие мультфильмы влияют именно так. От чего это зависит? Можно 

выделить четыре фактора, влияющих на возникновение агрессивности:

- от степени агрессивности содержания мультфильма и длительности его 

просмотра;

- от личностных особенностей ребенка, от того, как он интерпретирует содержание;

- от семейного стиля воспитания;

- от того, насколько сильно влияние на него со стороны сверстников.

Существует и находит поддержку следующая точка зрения: фильмы (в том числе 

мультфильмы) с агрессивным содержанием полезны, так как помогают избавиться от 

отрицательных эмоций. Исследования показывают, что это, мягко говоря, не совсем так. 

После просмотра такого фильма агрессивность у детей повышается.

Освободиться от возникшего напряжения, агрессии можно вербально, то есть с помощью слов, высказываний, или с помощью физических действий. Такой прием используют в

работе с детьми психотерапевты. Но тут нужно учитывать вот что: это дает лишь

временное снижение напряжения. Кроме того, ребенок может привыкнуть отвечать на

конфликты в общении именно так. А ведь существуют и другие, более конструктивные

способы.

Телевизор и детские страхи

Фильмы с агрессивными сюжетами, фильмы-боевики, фильмы-"ужастики" смотрят

и дети и взрослые. И привлекает их здесь практически одно и то же. Динамизм сюжета,

активное физическое взаимодействие, ловкие трюки, мастерски выполненные

спецэффекты, эмоциональное напряжение и др. Но при этом нормальный взрослый

относится к происходящему на экране критично. Он может отделить сюжетный видеоряд

от того, что действительно происходит в жизни. Ребенок тоже может "сделать скидку" на

особенности жанра. Но эта способность отделять вымысел от реальности зависит от его

возраста.

Мы, взрослые, не задумываемся о том, что такого страшного в классических детских

сюжетах. Например, в сказке о Синей Бороде или о Белоснежке и семи гномах. Между тем

создатель знаменитого кукольного театра Сергей Образцов совершенно серьезно не

рекомендовал приводить на спектакль "Красная Шапочка" детей младше пяти лет. Он

считал, что сцены, в которых волк глотает бабушку, а потом Красную Шапочку, могут

травмировать малышей. Объяснения взрослых, что это происходит только в сказке, не

убеждают маленького ребенка. Ведь он только что видел это своими собственными

глазами.

Большинство детей шести лет уже, как правило, спокойно воспринимают

сказочных чудовищ и злодеев. Но для них травмирующим фактором в сюжете может

стать другое - например, то, как там обращаются с детьми. В некоторых сказках и

фильмах с маленьким ребенком обращаются жестоко: его бросают родные, никто не

защищает. Есть данные наблюдений: при просмотре фильма "Парк юрского периода"

малыши пугались ужасных динозавров. А семилетних гораздо больше травмировали

сцены, в которых взрослые подвергали детей риску.

Трудно полностью уберечь ребенка от страшных сцен. К восьми-девяти годам дети

понимают, что фильмы в основном - это вымысел. Но теперь они особенно остро

воспринимают программы новостей, в которых сообщается о насилии, терроризме,

жестокости. Негативные эмоции особенно сильны, если жертвами становятся дети.

Ребенок представляет себя на их месте, ему могут начать сниться страшные сны,

появляются навязчивые мысли, постоянная тревога.

Да, детей надо предупреждать о возможных опасностях. Но это не значит, что

просмотр криминальных новостей придаст им сил и уверенности при встрече с реальной

опасностью в жизни.

Как и во всем, нужно чувство меры. Надо учитывать уровень психической зрелости

ребенка, его индивидуальную уязвимость, подверженность страхам.

Телеиммунитет

Есть у нас, взрослых, и другие претензии к нашему телевидению. Кого-то особенно

возмущает навязчивая реклама, примитивные сериалы, пошлые ток-шоу. Другого больше

беспокоит, как ребенок воспринимает кадры с дерущимися депутатами в Госдуме,

косноязычными и нетрезвыми политиками, вульгарную речь, перемешанную с блатными

и матерными словечками. Список можно продолжать (порнографические и садистские

фильмы, смакование подробностей криминальных расследований, всевозможные игры,

обещающие быстрое обогащение и т.д.).

Иногда хочется, чтобы ребенок вообще этого не видел и не слышал. Что делать?

Смотреть вместе с ребенком и подростком самые разные передачи. Даже если это 

противоречит вашим собственным пристрастиям и художественному вкусу.

- Не комментировать каждый раз: это хорошо, а вот это плохо. Спрашивать его мнения, 

уважать вкусы и пристрастия.

- Иногда оперировать фактами. Например: подставные участники с вымышленными 

историями кочуют из одного ток-шоу в другое, драки между соперницами в этих же шоу 

грубо инсценированы и т. д.

- Помогать ребенку выбирать в программе фильмы и передачи, заслуживающие внимания. 

Если иммунитет к пошлости и безвкусице и не передается генетическим путем, 

выработать его у ребенка нам вполне по силам.

Скрытый вред телевизионного экрана

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. 

СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, 

телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. 

В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. 

Экран становится главным "воспитателем" ребенка.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в 

неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. 

Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом 

деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то 

же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной 

цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, 

родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. 

Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может 

повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях 

зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для 

его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение 

книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, 

беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее 

беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.

Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им 

предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор, 

то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную 

продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие 

воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его 

вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и 

существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, -

игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.

Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ 

времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям 

принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. 

Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их 

личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей 

телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд - рекламу, 

боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое 

поколение "экранных детей", эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги 

все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, 

мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая 

помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не

только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в

наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В

середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же

возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло

более чем в 6 раз!

Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит

речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая

разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых

штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом,

непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает

другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и

артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы

ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные

практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со

взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа,

не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо

образов. Они остаются всего лишь "пустым звуком". Современные дети в большинстве

своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще

они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их

отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых

родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается

малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети

предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Однако внешняя разговорная речь - лишь вершина айсберга, за которой скрывается

огромная глыба внутренней речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и

средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания

своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи

совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое

представление - словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную

жизнь. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления,

сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог

с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать

любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта

форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек

остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в

состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В

результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные

признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных

детей.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детейнеспособность к

самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие

заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни

- "дефицит концентрации". Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в

обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения,

повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях,

быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений,

однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не

анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция,

которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не

вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям

с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения,

они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им

просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижениефантазии и

творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя.

Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания

собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать

новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного

содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом.

Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным:

детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать

кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты -

повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных

детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и

бессмысленность, немотивированность этих детских "шалостей". Конечно, мальчишки

дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности.

Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник

оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы

чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего

ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому

встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным,

стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в

собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и

убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-

то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

И конечно же бич нашего времени - наркотики. Все больше российских детей и

подростков уже имеют опыт наркомании, причем это число катастрофически нарастает.

Уход в наркотики - яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности обрести

смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров,

внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения - новой искусственной

стимуляции, новых "таблеток счастья".

Разумеется, далеко не у всех детей перечисленные "симптомы" наблюдаются в полном

наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны

и вызывают естественную тревогу. Наша задача - не напугать в очередной раз читателя

ужасающей картиной падения нравов современного подрастающего поколения, а понять

истоки этих тревожных явлений.

Так неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом

адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран

поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького

ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно,

оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление

психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут

сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира,

построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем

практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет)

приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей

человека. Термин "фундаментальных" здесь употреблен в самом прямом смысле - это то,

на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный,

здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем

более ранний возрастной период у детей, тем более ответственным он является и тем

больше определяет дальнейшее развитие человека.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни

и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и

дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет

серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как

ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование,

восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в

обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации,

строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для

маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать

малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов.

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами

дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по

назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной

информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.