«Дети и телевизор»
У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что
хорошего может дать ребенку телевизор?). Так ли это на самом деле?
Высказывания в прессе на эту тему встречаются на каждом шагу. Научных
публикаций - совсем немного. В основном результаты социологических опросов,
наблюдений за детьми и немногочисленных экспериментов.
Агрессивные фильмы
Американские психологи подсчитали: средний подросток к двенадцати годам
успевает стать свидетелем 100 тысяч сцен насилия по телевидению. Что дальше? Частое
созерцание сцен насилия может повысить склонность к агрессивному поведению. Это
подтверждается экспериментами американских и бельгийских психологов. У
дошкольников и детей восьми-девяти лет определяли уровень агрессивности до и после
просмотра мультфильмов с агрессивным содержанием. После просмотра уровень
агрессивности у детей повышался.
В Германии опрашивали матерей дошкольников - что именно дети смотрят по
телевизору и в течение какого времени. Ответы матерей совпали с результатами
психологического обследования их детей. Чем больше и дольше ребенок смотрит
агрессивные мультфильмы, тем выше обнаруженный у него после этого уровень
агрессивности. Причем это не зависит от коэффициента интеллекта у ребенка и
социально-экономического положения его семьи.
Исследователи объясняют это так: если ребенок чрезмерно увлечен агрессивными
мультфильмами, он начинает отождествлять себя с агрессивными персонажами. Он
перенимает опыт решения проблем с помощью агрессии. А если в его окружении (в семье,
в среде сверстников) этот опыт одобряется и подкрепляется, образуется порочный круг.
Не на всех детей такие мультфильмы влияют именно так. От чего это зависит? Можно
выделить четыре фактора, влияющих на возникновение агрессивности:
- от степени агрессивности содержания мультфильма и длительности его
просмотра;
- от личностных особенностей ребенка, от того, как он интерпретирует содержание;
- от семейного стиля воспитания;
- от того, насколько сильно влияние на него со стороны сверстников.
Существует и находит поддержку следующая точка зрения: фильмы (в том числе
мультфильмы) с агрессивным содержанием полезны, так как помогают избавиться от
отрицательных эмоций. Исследования показывают, что это, мягко говоря, не совсем так.
После просмотра такого фильма агрессивность у детей повышается.
Освободиться от возникшего напряжения, агрессии можно вербально, то есть с помощью слов, высказываний, или с помощью физических действий. Такой прием используют в
работе с детьми психотерапевты. Но тут нужно учитывать вот что: это дает лишь
временное снижение напряжения. Кроме того, ребенок может привыкнуть отвечать на
конфликты в общении именно так. А ведь существуют и другие, более конструктивные
способы.
Телевизор и детские страхи
Фильмы с агрессивными сюжетами, фильмы-боевики, фильмы-"ужастики" смотрят
и дети и взрослые. И привлекает их здесь практически одно и то же. Динамизм сюжета,
активное физическое взаимодействие, ловкие трюки, мастерски выполненные
спецэффекты, эмоциональное напряжение и др. Но при этом нормальный взрослый
относится к происходящему на экране критично. Он может отделить сюжетный видеоряд
от того, что действительно происходит в жизни. Ребенок тоже может "сделать скидку" на
особенности жанра. Но эта способность отделять вымысел от реальности зависит от его
возраста.
Мы, взрослые, не задумываемся о том, что такого страшного в классических детских
сюжетах. Например, в сказке о Синей Бороде или о Белоснежке и семи гномах. Между тем
создатель знаменитого кукольного театра Сергей Образцов совершенно серьезно не
рекомендовал приводить на спектакль "Красная Шапочка" детей младше пяти лет. Он
считал, что сцены, в которых волк глотает бабушку, а потом Красную Шапочку, могут
травмировать малышей. Объяснения взрослых, что это происходит только в сказке, не
убеждают маленького ребенка. Ведь он только что видел это своими собственными
глазами.
Большинство детей шести лет уже, как правило, спокойно воспринимают
сказочных чудовищ и злодеев. Но для них травмирующим фактором в сюжете может
стать другое - например, то, как там обращаются с детьми. В некоторых сказках и
фильмах с маленьким ребенком обращаются жестоко: его бросают родные, никто не
защищает. Есть данные наблюдений: при просмотре фильма "Парк юрского периода"
малыши пугались ужасных динозавров. А семилетних гораздо больше травмировали
сцены, в которых взрослые подвергали детей риску.
Трудно полностью уберечь ребенка от страшных сцен. К восьми-девяти годам дети
понимают, что фильмы в основном - это вымысел. Но теперь они особенно остро
воспринимают программы новостей, в которых сообщается о насилии, терроризме,
жестокости. Негативные эмоции особенно сильны, если жертвами становятся дети.
Ребенок представляет себя на их месте, ему могут начать сниться страшные сны,
появляются навязчивые мысли, постоянная тревога.
Да, детей надо предупреждать о возможных опасностях. Но это не значит, что
просмотр криминальных новостей придаст им сил и уверенности при встрече с реальной
опасностью в жизни.
Как и во всем, нужно чувство меры. Надо учитывать уровень психической зрелости
ребенка, его индивидуальную уязвимость, подверженность страхам.
Телеиммунитет
Есть у нас, взрослых, и другие претензии к нашему телевидению. Кого-то особенно
возмущает навязчивая реклама, примитивные сериалы, пошлые ток-шоу. Другого больше
беспокоит, как ребенок воспринимает кадры с дерущимися депутатами в Госдуме,
косноязычными и нетрезвыми политиками, вульгарную речь, перемешанную с блатными
и матерными словечками. Список можно продолжать (порнографические и садистские
фильмы, смакование подробностей криминальных расследований, всевозможные игры,
обещающие быстрое обогащение и т.д.).
Иногда хочется, чтобы ребенок вообще этого не видел и не слышал. Что делать?
Смотреть вместе с ребенком и подростком самые разные передачи. Даже если это
противоречит вашим собственным пристрастиям и художественному вкусу.
- Не комментировать каждый раз: это хорошо, а вот это плохо. Спрашивать его мнения,
уважать вкусы и пристрастия.
- Иногда оперировать фактами. Например: подставные участники с вымышленными
историями кочуют из одного ток-шоу в другое, драки между соперницами в этих же шоу
грубо инсценированы и т. д.
- Помогать ребенку выбирать в программе фильмы и передачи, заслуживающие внимания.
Если иммунитет к пошлости и безвкусице и не передается генетическим путем,
выработать его у ребенка нам вполне по силам.
Скрытый вред телевизионного экрана
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека.
СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер,
телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни.
В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном.
Экран становится главным "воспитателем" ребенка.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в
неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.
Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом
деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то
же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной
цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки,
родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным.
Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может
повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях
зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для
его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение
книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки,
беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее
беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.
Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им
предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор,
то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную
продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие
воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его
вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и
существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, -
игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.
Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ
времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям
принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами.
Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их
личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей
телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд - рекламу,
боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое
поколение "экранных детей", эти последствия становятся все более очевидными.
Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги
все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить,
мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая
помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не
только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в
наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В
середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же
возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло
более чем в 6 раз!
Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит
речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая
разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых
штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом,
непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает
другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и
артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы
ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные
практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со
взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа,
не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо
образов. Они остаются всего лишь "пустым звуком". Современные дети в большинстве
своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще
они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их
отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых
родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается
малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети
предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.
Однако внешняя разговорная речь - лишь вершина айсберга, за которой скрывается
огромная глыба внутренней речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и
средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания
своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи
совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое
представление - словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную
жизнь. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления,
сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог
с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать
любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта
форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек
остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в
состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В
результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные
признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных
детей.
В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детейнеспособность к
самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие
заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни
- "дефицит концентрации". Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в
обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения,
повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях,
быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений,
однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не
анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция,
которую они привыкли получать с экрана.
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не
вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям
с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения,
они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им
просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижениефантазии и
творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя.
Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания
собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать
новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного
содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом.
Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным:
детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать
кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты -
повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных
детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и
бессмысленность, немотивированность этих детских "шалостей". Конечно, мальчишки
дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности.
Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник
оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы
чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего
ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому
встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным,
стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в
собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и
убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-
то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.
И конечно же бич нашего времени - наркотики. Все больше российских детей и
подростков уже имеют опыт наркомании, причем это число катастрофически нарастает.
Уход в наркотики - яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности обрести
смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров,
внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения - новой искусственной
стимуляции, новых "таблеток счастья".
Разумеется, далеко не у всех детей перечисленные "симптомы" наблюдаются в полном
наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны
и вызывают естественную тревогу. Наша задача - не напугать в очередной раз читателя
ужасающей картиной падения нравов современного подрастающего поколения, а понять
истоки этих тревожных явлений.
Так неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом
адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран
поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького
ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно,
оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление
психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут
сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.
Детский возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира,
построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем
практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет)
приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей
человека. Термин "фундаментальных" здесь употреблен в самом прямом смысле - это то,
на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный,
здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем
более ранний возрастной период у детей, тем более ответственным он является и тем
больше определяет дальнейшее развитие человека.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни
и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и
дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет
серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как
ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование,
восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в
обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации,
строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для
маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать
малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов.
Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами
дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по
назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной
информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.