Копилка педагога

вторник, 15 октября 2024 г.

О ЧЕМ НЕ НАДО ПОСТОЯННО СПРАШИВАТЬ РЕБЕНКА

 Лидером родительских вопросов, когда они забирают ребенка из детского сада, является вопрос: "Как он сегодня кушал?"

Вопрос часто задается с тревогой в голосе в присутствии ребенка, который в этот момент по мнению некоторых родителей должен почувствовать вину или гордость в зависимости от того, съел ли он сегодня суп, котлету и кашу... Отвечать мне в таких случаях хотелось цитатами известного доктора Комаровского: "Ребенок лучше знает, когда и сколько ему надо есть" и "единственное лекарство" в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита - это чувство голода".

Не спрашивайте: "Что ты сегодня ел?"

Спросите:"Что было самым интересным?"

Также рекомендую отказаться от регулярного вопроса:" Тебя сегодня никто не обижал?" Сам вопрос уже содержит  посыл ребенку, что среда детского сада враждебна и нужно ожидать, что в любой момент могут обидеть.

Ребенок напрягается, ребенок акцентирует внимание на "обидных" действиях одногруппников, может даже начать провоцировать своим поведением других детей, чтобы те его "обидели" и было о чем рассказать маме. Ведь она, как всегда, вечером спросит:"Тебя не обижали?"Спросите лучше:"С кем ты сегодня играл?"

Лидер родительских вопросов, адресованных школьнику: "Что ты сегодня получил?" Ожидаемый ответ- перечисление количества пятерок, четверок, троек или двоек. Печально, если на этом диалог закончится. Формальный подход.

Кроме отметок, ребенок получает опыт, эмоции, впечатления, улыбки, синяки, шишки... Спросите кроме этого:" Чему ты научился? Что нового узнал? Что было самым интересным? Что самым трудным?" И мой любимый вопрос:" А если бы прожить день заново, что бы ты поменял?" Так вы не только получите больше информации о ребенке,но и научите его анализировать свои ошибки, подводить итоги.

Еще пример не самого удачного дежурного вопроса: "Как успехи?" Этот безобидный вопрос меня саму в детстве очень раздражал. Потому что успешным был не каждый день, а вопрос рождал ощущение , что я обязана быть ежедневно с успехами...

И еще негативный момент: у меня сформировалось внутреннее убеждение, что делиться можно только успехами. Это сейчас я понимаю, что делится можно и нужно не только достижениями, но и трудностями, и разочарованиями...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 Согласно закону «Об образовании РФ» дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наше дошкольное учреждение посещают различные категории детей с ОВЗ:

-Тяжелые нарушения речи (ТНР);

-задержка психического развития (ЗПР);

-Умственная отсталость (УО);

-Расстройства аутистического спектра (РАС).

Так, технология разноуровневого обучения - это новый подход к построению образовательного процесса, в основе которого лежат известные и широко применяемые принципы: индивидуализация и дифференцированное обучение. Эта технология учитывает различия в склонностях, способностях, темпе обучения детей, а также их половые различия. Педагоги используют эти различия для создания индивидуальных условий, при которых развиваются не только умственные способности, но и социальные и коммуникативные компетенции каждого ребенка. Принцип индивидуального подхода предполагает работу с каждым воспитанником в соответствии с индивидуальной моделью, учитывая их личностные особенности и возможности. Этот подход применяется во всех современных образовательных технологиях.

Проектные технологии являются популярным методом работы педагогов, который эффективно используется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот метод способствует развитию у таких детей самостоятельности, инициативности, уверенности в своих способностях, креативного мышления и применения полученных знаний и навыков на практике. Для педагогов этот метод предоставляет возможность расширять кругозор воспитанников, повышать их интерес к окружающему миру и эффективно включать родительскую общественность в процесс образования детей с ОВЗ.

Технологии здоровьесбережения в дошкольной педагогике признаны одним из ключевых факторов, способствующих эффективному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО. Среди наиболее распространенных методов здоровьесбережения выделяют пальчиковую гимнастику, упражнения для глаз, цветотерапию, музыкотерапию, арт-терапию и дыхательную гимнастику.

Игровые технологии представляют собой организацию образовательного процесса, который позволяет воспитанникам заниматься в присущей для них форме - через игру. При правильном использовании игра может стать эффективным инструментом психотерапии, обучения, развития креативности, воспитания и организации детского труда. Важно также учитывать эмоциональную поддержку для детей с ОВЗ. Детский сад должен создать атмосферу понимания и принятия, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно.

Родители также играют важную роль в поддержке своих детей с ОВЗ. Они должны активно участвовать в процессе обучения и развития своего ребенка, сотрудничать со специалистами и обсуждать все вопросы, связанные с уходом за ребенком.

Обучение детей с ОВЗ строится с учетом психофизических особенностей учащихся, для которых характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности.

Главные условия при проведении занятий с детьми с ОВЗ:

- Замедленный темп обучения и воспитания;

- привлечение детей к предметно-практической деятельности;

- опора на возможности и способности ребенка.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ в нашей образовательной организации проводится по специальным методикам, с использованием разнообразным форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать учащихся, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка физические и творческие способности. С этой целью в работе применяем различные нетрадиционные направления:

-Развитие артикуляционной моторики:

биоэнергопластикой (сочетание движений кисте рук с движениями органов речевого аппарата) способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений;

использование дидактической куклы ;

упражнения с бусиной, баранкой и ложками;

адаптированные интерактивные сказки и презентации.

- Песочная терапия помогает развивать высшие психические функции, речевые навыки, «тактильную» чувствительность. Применяем для различных направлений коррекционной работы:

автоматизация звуков;

сопряженная гимнастика пальцев и языка;

дыхательная гимнастика;

развитие фонематического слуха;

формирование слоговой структуры слова;

совершенствование лексико-грамматических категорий;

-Нейропсихологические методы нацелены на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Коррекционно– развивающая работа с применением нейропсихологических приемов имеет три направления:

- Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;

-Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов;

-На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста и позволяет более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

-Логопедический массаж применяется при нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц. Способствует нормализации гипо или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре; уменьшению гиперкинезов; улучшению качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости; восприятие движений речеобразующих органов. Спокойные движения способствуют расслаблению, помогают ребенку успокоиться. Более ритмичные приемы помогают получить заряд бодрости и энергии.

- Музыкотерапия в комплексе с другими техниками воздействия искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии детей. На занятиях используются следующие виды упражнений:

прослушивание музыкальных произведений;

прослушивание голосов природы, птиц, животных и т.д.

выполнение ритмичных движений под музыку.

- Сказкотерапия является одним из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, эмоциональной, физической и поведенческой сфере. Этот метод является открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

Помимо нетрадиционных методов работы с детьми, важное место занимают традиционные технологии обучения, которые позволяют обогащать воображение воспитанников, стимулируют развитие речи дошкольников. Модернизацией традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм.

Важное место в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровьесберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья. Главная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Использование здоровьесберегающей технологий на коррекционных занятиях позволяет решить ряд задач:

-повышает речевую активность детей;

-развивает речевые умения и навыки;

-восстанавливает работоспособность на занятии;

-улучшает концентрацию внимания;

-укрепления здоровья детей, что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

В детском саду проводятся педагогические советы, совещания, разработаны памятки, буклеты по проблеме сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Ежегодно одна из тем педсовета посвящена детям с особыми образовательными потребностями.

Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия.

В заключение следует отметить, что сегодня существуют разнообразные инновационные подходы к работе с «особенными» детьми. Однако все они базируются на принципе индивидуального подхода. Таким образом, педагог в праве выбрать наиболее подходящие для его группы воспитанников и добиться максимально высоких результатов обучения и воспитания.