Копилка педагога

вторник, 19 марта 2024 г.

Формирование семейных ценностей через сюжетно-ролевую игру в дошкольном возрасте

   


 Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, дедушки, бабушки, друга, соседа и т. д. Такие представления у наших детей существенно искажены. В нашей группе воспитываются дети, которые либо не помнят своих родителей и не имеют опыта проживания в семье, либо приобрели негативный опыт представления о семейных отношениях. Они испытали раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток практически на все стороны психического и познавательного развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью, расторможенностью в поведении. Именно поэтому семейное воспитание в детском доме одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Цель деятельности воспитателяПодготовить и адаптировать ребенка к жизни в принимающей, замещающей семье.
Задачи:
1. Развитие социальной компетентности воспитанника.
2. Формирование образа будущей семьи, а также представлений о жизни в ней.
3. Формирование представлений о формах взаимодействия с членами будущей семьи.
4. Формирование представлений о социальном окружении, в котором будет проживать ребенок (родственники, соседи).
5. Формирование представлений о семейных традициях и праздниках принимающей семьи.
6. Формирование представлений о доме и предметном окружении, в котором, будет проживать ребенок (комнаты, мебель, домашние животные).
7. Подготовка к расставанию с детьми в группе.

 

Содержание, формы и методы воспитания у детей дошкольного возраста семейных ценностей весьма разнообразны. Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, то основная часть работы по подготовке ребенка к проживанию в семье проходит через все виды игр. В частности в сюжетно-ролевой игре учит ребят понимать, что такое семья, какие обязанности бывают у каждого в семье, как принимать на себя роль и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, соблюдать правила. Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка положительными эмоциями. А яркие, красочные, эстетически привлекательные игрушки вызывают у детей желание взять их в руки, использовать их в деятельности. В течение года игровая среда дополняется и изменяется, пополняется готовым материалом или создается совместно педагогом и детьми . Большинство детей не имеют достаточно развитых игровых навыков, не всегда понимают назначения игрушек и игровых атрибутов, не воспринимают условности предметов и игровых ситуаций.

Включаясь в игру, воспитатель привлекает их внимание, вызывает интерес, вместе со взрослым малыши с удовольствием играют сообща. Сюжет объединяет детей, и игра продолжается уже некоторое время без участия педагога.

Игровая деятельность поделена на несколько этапов: на начальном этапе игры «Семья» воспитатель обучает детей пеленать кукол, дети укладывают куклу спать в кроватку. Не только девочки, но и мальчики проявляют интерес и с удовольствием участвуют в этой игре. На музыкальном занятии малыши разучивают колыбельную песенку. Ребенок может спеть такую песенку кукле, укладывая ее спать. Во время прогулки дети играют завернутыми в одеяла куклами, катают их в игрушечных прогулочных колясках. Происходит закрепление игровых умений.

На следующем этапе расширяется игровая среда. Помимо спальни, больницы активно используются кукольная столовая и кухня в игровом уголке, оборудование и атрибуты к игре «Магазин», «Парикмахерская», «Строитель». Игрушки вводятся постепенно; воспитатель должен обязательно знакомит детей с каждой игрушкой, объяснить, для чего они нужны, как с ними играть. Для развития игровой деятельности необходимо расширять представления детей об окружающем мире, обогащать их словарный запас. Весьма эффективны традиционные занятия «Мебель», « Одежда» «Посуда» т. д. Ребята знакомятся с одеждой, обувью, их назначением. В ходе занятий «Завариваем чай», «Готовим обед» малыши знакомятся с чайной и кухонной посудой, учатся накрывать на стол, встречать гостей. Эти представления становятся основой сюжета игры. Ребята увлеченно готовят для кукол еду, ходят в магазин за покупками, поэтому чаще всего выбирают роли мамы, папы и продавца.

С целью обогащения игр семейной тематики эффективными оказываются такие сюжетные линии, как «Приезд бабушки», «Юбилей мамы», «У нас гости», «Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей» В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.

В ходе игр «Семья», «Дочки-матери» усваиваются термины родства, формируются представления о составе семьи, о взаимоотношениях и взаимопомощи в семье. Ребята, копируя образец игрового поведения воспитателя, стараются в игре следовать идеальной модели семьи, все члены которой уважают друг друга, во всем стараются помочь, говорят между собой вежливо.

Работу в данном направлении необходимо проводить комплексно. Используем разные художественные средства (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя семья», изготовление подарков для гостей, приглашение на праздничный концерт и т.д.)

 

В формировании чувства долга и ответственности играют чтение художественной литературы: сказки. Женский образ отражается в русской народной сказке такими качествами, как трудолюбие, хозяйственность, скромность и терпеливость («Рукодельница», «Марья-искусница»). Мужской образ выражается в силе, смелости, храбрости и уверенности в себе («Иван Царевич и серый волк»). сказках множество ситуаций нравственного выбора. Посредством сказки ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Используем рассказы и повести Л. Толстого,

К. Ушинского, Н. Носова т.д., ребята рассуждают вслух, изучают и обсуждают мотивы поступков других людей, делают выводы.

.Продуманные педагогами экскурсии и наблюдения за профессиями людей усовершенствуют игровые умения в ролевой игре. Ведь для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом.

Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений о действительности, дети на практике должны осознать значимость любой профессиональной деятельности для окружающих.

Регулярные специально организованные развивающие мероприятия по семейному воспитанию с детьми детского дома будут способствовать наиболее эффективной социализации и помогут освоению воспитанниками социальных ролей в семье. 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Детство- очень важный период в жизни. Чем разнообразнее будет деятельность ребенка, тем успешнее будет его разностороннее развитие. Именно поэтому одними из самых доступных привычных для детей видов деятельности является изобразительная деятельность. Этому занятию нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возлагается на педагога.Педагогов, обладающих жизненным опытом и специальными знаниями .Именно поэтому одним из самых доступных и привычных …..Художественная деятельность приносит детям много радости. Потребность рисовать заложена в детях на генетическом уровне. Изначально в искусстве всех детей не интересует , что на нем рисовать или раскрашивать, а фантазии и воображения у детей сегодня более чем достаточно.

Задача педагога- научить детей нетрадиционным способам рисования.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, их использовании, материалах, свойствах и применении. Детей учат рисовать , используя цветную мыльную пену, свечи и клей, а так же краски, карандаши и фломастеры. Дети знакомятся с различными способами нанесения цвета на бумагу, включая цветной клей и разбрызгивание краски, и, узнают, что можно рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладонями, пальцами, кулаками и краями рук, используют подручные средства(бечевку, веревку, полые трубки), и природные материалы (листья) для создания своих образов.

Таким образом, развивается тактильная чувствительность цветоразличение. Все необычное вызывает у детей интерес и заставляет их удивляться. Дети с удовольствием учатся, изучают, экспериментируют с новыми вещами. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, их словарный запас становиться богаче и активнее. Известно, что дети хорошо подражают представленным им моделям. Это можно избежать, если использовать нетрадиционные техники изображения. Ведь вместо готовых моделей педагоги

лишь показывают, как нужно действовать, используя нетрадиционные материалы и инструменты. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, спонтанности выражению в одном рисунке, дошкольники развивают способность мыслить и самостоятельно определять , какая техника сделает рисунок наиболее выразительным. Затем они учатся анализировать результат, сравнивать свои работы, высказывать собственное мнение и хотят в следующий раз сделать более интересную или другую картинную

Нетрадиционные техники рисования требуют соблюдения последовательности действий. Поэтому дети учатся планировать процесс рисования. Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию детей, вызывает у них чувство радости и снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно0моторной координации(например: роспись по стеклу, рисование нитью, рисование мелом на бархатной бумаге).Коррекция ловкости пальцев руки ,способствует нетрадиционный метод,( например рисование клеем от руки).Эта и другие техники точности и быстроты действий(следующее действие нужно сделать ,пока краска не высохла),умение правильно оценивать силу воздействия на материальные инструменты (чтоб бумага не рвалась, а мелки не ломались),терпение точности и внимания (иначе результат может не получиться).

Использование нетрадиционных техник рисования позволяет педагогам применять индивидуальный подход, учитывая желания и интересы детей. Рисование несколькими руками сближает детей, являясь коллективной формой творчества. У детей развиваются навыки культуры общения, выстраиваются эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают моральные нормы поведения.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуются следующие техники:

-Пальчиковое рисование.

-Рисование штампами из картофеля, моркови, пенопласта.

-Рисование ладошкой.

Детей среднего дошкольного возраста можно познакомить с наиболее сложными техниками:

-Штрихование жесткой полусухой кистью. Рисование жесткой кистью.

-Печать пробкой.

-Восковые мелки +гуашь.

-Свеча + акварель.

-Отпечатки листья.

-Рисование ладошкой.

-Волшебная веревка.

-Монопотия. монотипия пейзажная;

Дети постарше могут освоить более сложные методы и техники:

-Рисование солью,манкой, песком.

-Рисование мыльными пузырями.

-Рисование ватными палочками.

-Рисование скомканной бумагой.

-Кляксография с трубками.

-Трафаретная печать

-Обычная кляксография.

-Пластинография.


Важной частью развития ребенка является развивающая творческая среда. При организации «развивающая творческая среда» в изобразительной деятельности необходимо учитывать потребности детей. А потребности их заключаются в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно использовать традиционные и нетрадиционные изобразительные материалы в группах, так же необходимо учитывать индивидуальные особенности, знания по рисованию, уровень навыков и умений, возраст дошкольников.

Приобретая опыт в нетрадицонных техниках рисования преодолевая страх, дети в последствии получают удовольствие от своих работ и могут переходить к изучению новых и новейших техник рисования.

Нет детей без талантов, есть не раскрытые дети. И мы, взрослые, должны помочь им развить свои таланты.

В.А.Сухомлинский говорил об этом так. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».