Копилка педагога

среда, 15 ноября 2023 г.

ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К ТРУДУ!

 «Приучайте ребенка к труду!»

ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта 

столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не 

ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник 

радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без 

этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными 

словами, без этого нет счастья.

Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее 

лучшие качества.

Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится 

более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи 

развивает умственные способности, любознательность, настойчивость. 

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о 

нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, 

когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Вспомните: ваш 

сын или дочь трудились даже тогда, когда еще не умели вставать на ножки. С каким 

упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке, как старательно сжимали свой 

еще слабый кулачок, пытаясь взять, удержать ее!

Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от 

природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело

направлять.

Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в 

тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы 

желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро 

охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.

Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка 

дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность 

концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, 

несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое 

утомление.

Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда —

его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком 

утомительным, то пропадает и желание трудиться.

Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего 

посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, 

сколько о педагогической значимости. 

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья?

Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик

с водой, мыло, приспособить место для сушки.

Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы

проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала,

повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная»

работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются

мышцы, развивается ловкость, формируется воля.

Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать

неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца.

Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит

привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать

новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим

примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя,

стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее.

Мы наблюдали однажды такую сценку. Четырехлетний мальчик забрался на диван с

полученной в подарок мозаикой. Мать тут же уселась рядом и, не дав сыну подумать над

узором, подбором цветов, стала все делать сама. Ребенку оставалось только смотреть.

Смотрел он охотно — ив этот раз и потом, но сам складывать узоры не научился и, взяв в

руки мозаику, сразу же обращался за помощью.

Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает.

А для этого цель труда должна быть ему понятной, близко - достижимой. Протерли,

допустим, листики комнатных растений — полюбовались, какие они стали свежие,

красивые; подклеили порванную книжку — сели рассматривать в ней картинки.

Детям шести-семи лет может быть понятна и более отдаленная цель: чтобы к концу лета

получить урожай, надо с весны поливать грядки.

Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет

огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у

ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми. Он осознает свои обязанности по

отношению к ним, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и

приобретает умение практически заботиться о своих близких.

Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это

приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать

изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.

Старайтесь, чтобы ребенок пытался что-либо смастерить сам. Это легко сделать,

привлекая малыша к изготовлению, допустим, игрушек. В такой работе дети познают

свойства различных материалов, учатся элементарному планированию.

Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное

значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно

требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место

для собственной инициативы ребенка — поисков рациональных способов работы,

проявления любознательности и смекалки.

На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо

по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но

и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей

затратой сил.

Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с

картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.


Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной

системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более

продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого

содействует успеху в каждом из них. 

Консультация для родителей "Дисциплина. Поощрение и наказание"


 Консультация для родителей 

«Дисциплина. Поощрение и наказание»

Научить ребенка дисциплине - одна из основных задач родителей. К сожалению, 

многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки 

дозволенного. Некоторые бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что 

не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки 

дозволенного вовсе не обязательно, и перекладывают эту обязанность на плечи соседей, 

друзей, родственников, а чаще всего воспитателей или учителей. В большинстве случаев 

родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его 

любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое 

поведение со словами: "Дети есть дети". Помните, установление рамок дозволенного 

целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на 

самотек или откладывать на потом. Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях 

или лучше обходиться без контроля ?

Оказывается, только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой 

действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться.

Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники, которые 

не научились этому у своих родителей, будут иметь большие проблемы с адаптацией к 

детскому саду. Чтобы малыш приобрел навыки самодисциплины, правила на первом этапе 

должны быть навязаны ему извне.

- Способность подчиняться правилам и следовать им важна для развития 

отношений между детьми. Детей ,без таких навыков сверстники могут не принимать в 

игры, отвергать, и потом это очень сложно изменить, даже если навык появится.

- Родители часто сами выполняют задачи самообслуживания за плохо 

слушающихся детей, предпочитая быстро и качественно сделать что-то самим, чем 

выслушивать отговорки ребенка. В результате к детскому саду такие дети обладают 

слабой или средней задержкой развития навыков самообслуживания.

- Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода 

привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание 

которых зависит от их родителей.

- По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать 

правилам и быстро реагировать на указания родителей.

Дети интуитивно чувствуют что за родительскими «нельзя» скрывается забота о 

них. Соответственно возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в 

условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они наровят 

эти правила и порядок нарушить? Почему постоянно жалуются родители и воспитатели? 

Ответить на вопрос можно так, дети восстают не от правил, а от способов их внедрения.

Поэтому можно сформулировать вопрос: как найти путь к бесконфликтной дисциплине

ребенка?

Думаю о такой дисциплине мечтает каждый, существует множество эффективных

дисциплинарных стратегий, работающих в разных обескураживающих ситуациях, но они

требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не

приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают

нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать

угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает

чувствовать ответственность за свое поведение.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье

без конфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю.Б

«Общаться с ребенком. Как?»

Правило первое Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны

быть в жизни каждого.

Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше

огорчать детей и избегать конфликтов с ними.

Правило второе Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть

слишком много, и они должны быть гибкими. Родители прежде всего должны определить

для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное

противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная

потребность ребенка .Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать

предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно ,что

перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное

русло.

А как можно поступить в тех или иных ситуациях. Упражнение «Продолжи

предложение» -

Исследовать лужи можно, но только …(в высоких сапогах)

Разбирать часы можно, но только…..(если они старые и давно не ходят) - Играть в

мяч можно, но только …( не в помещении и подальше от окон)

Правило четвертое Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть

согласованны взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа

другое бабушка-третье.

Правило пятое Тон, в котором сообщается требование или запрет., должен скорее

быть дружественно-разъяснительным , а не повелительным. Любой запрет желаемого для

ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном. Объяснение должно

быть коротким и повторяться только один раз.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях, что делать

если ребенок , не смотря ни на какие ухищрения не подчиняется? Время от времени

возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля.

1.Соблюдайте последовательность

Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно

закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному

всплеску раздражения, то это однозначно нарушение правил игры и ничего хорошего из

этого не последует ни для ребенка, ни для вас.

По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть

наказан.

Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!

2. Давши слово - держись. Обещали - выполняйте, то есть наказывайте. Родители,

полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами

наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему - не лучший способ проводить время. К тому же, если вы только постоянно грозитесь

наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить,

что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь

отстаивать таким неубедительным образом. "Я тебя сто раз предупреждала! Теперь

предупреждаю в сто первый и последний, а в следующий раз уже обязательно накажу!" - в

подобном послании нет никакой полезной информации для ребенка.

3.Наказывайте только за конкретный проступок

Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни

самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. Надо очень

ясно представлять себе, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно

было вызвано "наказуемое" поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что

хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, - это повод не

для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки.

А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже

было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При

этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда

проступок уже совершен.

4. Будьте искренни

Если уж наказывать - так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что

искренне, то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный

момент можно поступить только так и не иначе.

Как же наказывать? Каждый для себя решает сам. Единого эталона здесь не

существует. Конечно, все зависит от возраста ребенка. Часто родители наказывают

четырех-, пятилетних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие

наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что

у ребенка отняли.

Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не

изменит своего поведения, то лишится игрушки. Не следует отнимать игрушку или

лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о

собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания

заключается в том, чтобы показать ребенку связь между баловством, велосипедом и его

утратой. Как правило, такие связи помогают предотвратить повторения неправильных

поступков.

Наказания бывают: Физическое наказание. Одной из распространенных

негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед

болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание -

довольно эффективный способ воздействия на детей. В некоторых семьях порка является

основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие

меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка

действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического

наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а

уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически

беззащитном человеке.

Лишение любви Очень распространенной формой наказания детей в семье является

лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому

применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой

серьезные проблемы и для детей, и для взрослых.

Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль

отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую

родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это

наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком

и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата

не даст, поскольку ребенку нечего будет терять.

Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и

индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый малыш

может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это,

наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети

очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых.

Отказ или отсрочка удовольствий

Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать

ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами,

лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных

удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны. При

использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том

случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним.

Ситуация: Ребенок балуется с велосипедом (разумно будет отобрать его у ребенка

на некоторое время.)

Ситуация: Ребенок кидается песком на других детей (стоит лишить привилегии

играть в песочнице на один день.

Ситуация: Одна девочка плохо вела себя во время обеда в кафе, и мама пригрозила

ей: "Будешь и дальше вести себя так, ляжешь сегодня спать в семь часов". Девочка все

равно продолжала шалить и в ответ получила: "Так-так. Не в семь, а в половине

седьмого.» ( данном случае можно сказать. Ошибка !!! Вместо того чтобы откладывать

наказание на вечер, мама должна была просто отвлечь внимание девочки. Или пригрозить,

что отправит ее за другой стол, что они немедленно уйдут из кафе. В этом случае девочка

поймет, что ее поведение может привести к неприятным последствиям.)

Ситуация: Вы проходите мимо комнаты сына, я видете, как он сбрасывает все

паззлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате. (Концентрируйтесь не на том, как

заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните,

что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать

достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие

чувства ("Да, это твоя комната"), но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть

нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас

правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания

порядка.