Копилка педагога

среда, 5 июля 2023 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ"


 В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в настоящее время является достаточно актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Специалисты в области раннего развития детей рекомендуют уделять большое внимание развитию моторики рук ребенка. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук будет зависеть успешность интеллектуального и речевого развития ребенка.

Моторика - это сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо начинать как можно раньше. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Ученными было установлено, что если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Это связано с тем, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Напротив, если у детей наблюдается слабое развитие мелкой моторики рук, то в данном случае присутствует большая вероятность проблемы с развитием речи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики мелкой моторики рук будет способствовать не только своевременному речевому развитию ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма. Основные приемы работы с детьми, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук:

 1) Пальчиковая гимнастика

2) Пальчиковые игры с речевым сопровождением

3) Пальчиковые игры без речевого сопровождения

4) Массаж пальчиков

5) Игры с предметами

6) Игры с крупой и песком

7) Лепка, аппликация

8) Шнуровка

9) Мозаика

10) Пальчиковый театр, теневой театр

11) Рисование по клеткам

12) Раскраски





К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается дополнительной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще удерживать в непослушных пальцах карандаш. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого с раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Ранний возраст малыша – период с года до трех лет. Это самое отличное время чтобы начать развитие моторики и речи малыша. Этот отрезок времени имеет особенность в том, что ручки малыша являются главным инструментом изучения окружающего пространства. Малышу крайне важно потрогать предмет, начать с ним взаимодействовать прикосновениями. Взрослый должен назвать предмет, подробно рассказать о его форме, цвете. Если малыш развивается правильно, он должен совершать очень много движений руками. Постепенно эти «нащупывания» становятся более точными и скоординированными. 

Чтобы начать развивать своего малыша, родители должны делать простейшие упражнения на развитие мелкой моторики: 

 учить детей играть с небольшими игрушками; 

 манипулировать предметами: кидать, ставить друг на друга, заворачивать, переворачивать, сминать, расправлять;

  совершать попытки застегнуть пуговицы; 

 завязать шнурки; 

 переливать воду из одной бутылочки в другую; 

 самостоятельно есть ложкой; 

 самостоятельно мыть руки;

  чистить зубы. 

 В 3-4 года задействуем все пальцы. После 4 лет вводим в игру симметричные и несимметричные движения рук. К 5 годам усложняем движения – правая и левая руки одновременно производят разные действия. Отводите на пальчиковые игры время ежедневно, понемногу: 5 – 10 минут в день вполне достаточно. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Все это будет ему хорошим помощником в школе. 

Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей? В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребенка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. д. Необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки: просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребенок поглаживал их, или сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами. Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребенка влияют игры с различными небольшими предметами. Для этого можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками, орехами и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых. Выбрав пуговицы разного размера и цвета, вместе с ребенком выложите солнышко, котика или домик. Или, например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить перед ребенком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребенку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной емкости в другую, или двумя пальчиками. Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов.

"Пальцы здороваются" 

 Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д. 

"Оса"

  выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; 

 то же левой рукой;

  то же двумя руками.

 "Человечек"

  указательный и средний пальцы "бегают" по столу; 

 те же движения производить пальцами левой руки; 

 те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки").

 "Коза" 

 вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; 

 то же упражнение выполнить пальцами левой руки; 

 то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук.

 "Бочонок с водой" 

 согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

"Миска"

  пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.

"Крыша"

  соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук.

 "Магазин" 

 руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей.

 "Цветок" 

 руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы.

 Развитию ручной моторики в домашних условиях также способствуют следующие виды деятельности:

  Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

  Нанизывание бус, бисероплетение; 

 Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев; 

 Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

  Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка; 

 Рисование по точкам, пунктирным линиям.

 Как делать массаж рук ребенку: Проводится сначала на одной руке, затем на другой. 1. Проглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны 2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца 3. Упражнение "Сорока-белобока" 4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу 5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно 6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе 7. Интенсивное растирание каждого пальца 8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон 9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора.

 Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.  


КОГДА РЕБЕНОК ЯБЕДНИЧАЕТ

 


Настоящие ябеды - это дети, получающие удовольствие от того, что их слова стали причиной для наказания другого ребенка. Мотив их действий - не забота о порядке, а недоброжелательность к другим или прямая месть.

И что с этим делать?

Внимание: всерьез о ябедничестве можно говорить только с возраста 5 лет.

  • Если ребенку нет еще 3 лет, то вы не должны быть озабочены проблемой ябедничества. Рано еще, до ябедничества в этом возрасте дети еще не доросли.

У трехлетнего ребенка сознание находится в стадии формирования. Оценить поступок малыш может, только глядя на реакцию взрослых. Когда он сообщает родителям или воспитателю: «Коля столкнул меня с качелей, а была моя очередь», то на самом деле пытается выразить две мысли - сообщить о несправедливости и узнать, действительно ли то, что сделал Коля, плохо. т. к. малыш пока не может предсказать последствия своих поступков. В этом возрасте, если вы заподозрили проявления ябедничества, просто переключите внимание ребенка: «Толя смотрит мультик? А ты что делаешь? В машинки играешь? Построй гараж, а потом мне покажешь!» А вот если вы тут же пойдете наказывать старшего, то тем самым заложите первый кирпичик истинного ябедничества. Или типичная ситуация, когда ребенок бежит к взрослому с сообщением, что кто-то отнял у него игрушку. Это тоже не ябедничество. Просто пока ребенок больше надеется на помощь взрослого, чем на собственные силы.

  • Если вашему малышу от 3 до 5 лет, то чаще всего он не ябедничает, а делится информацией и хочет, чтобы взрослый оценил ситуацию, потому что самому ему это пока трудно сделать. В этом возрасте ребенок может реалистично оценить только поведение других детей, но не самого себя, поэтому вы часто будете слышать о проказах других.

С 3 лет ребенок вступает в дошкольный возраст. На первый план выступает ее величество Игра, причем игра совместная, требующая умения общаться с другими детьми. Наступает «социальный» период развития. Время великих «почемучек» вступает в свои права, ребенок хочет, чтобы ему объяснили «как», «что» и «почему». Он видит разные образцы поведения от мамы, папы, бабушки, воспитательницы и пробует их применять. И ему так важно получить объяснения взрослого о том, «что такое хорошо и что такое плохо»!

Родителям, чьи дети находятся в возрасте 3-5 лет, нужно понимать, что ребенок, сообщая вам о чем-то или о ком-то, зачастую не преследует никаких «низких» целей. Он просто делится информацией! Ведь в семье вы тоже рассказываете своему мужу, что «натворил» ребенок или что сказала вам свекровь. Если кто-то скажет, что вы ябедничаете, то вы возмутитесь, мол, нет, я просто делюсь впечатлениями, эмоциями, фактами! Ребенок наблюдает это и не видит в жалобах ничего предосудительного. Ему тоже необходимо поделиться и впечатлениями, и эмоциями, и фактами. А ваша задача - обсудить с ним, правильно или нет вели себя другие дети, он сам и как лучше вести себя в следующий раз. Будет еще лучше, если вы инсценируете рассказываемые малышом ситуации с помощью игрушек.

Ребенок по дороге домой рассказывает, как воспитательница ругала мальчишек и даже поставила их в угол. Как мальчик куклу отнимал, как девочка назвала ее «черепахой»... Ябедничество ли это? Скорее всего - нет. Кажущийся парадокс в поведении ребенка, не достигшего 5 лет, заключается в том, что он может реалистично оценить только чужое поведение. Это тот самый период, когда «в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь», но именно так развивается психика. Это необходимый этап, чтобы затем научиться оценивать и свои поступки, но это происходит позже, в 5-7 лет. Именно поэтому дети рассказывают о чужих проступках. Им важно, что думает мама по этому поводу. Именно через мнение мамы они изучают социальные нормы общения и учатся оценивать также и свое поведение.

Что будет, если мама прервет ребенка категоричным «не жалуйся» и «не ябедничай»? Дитя, несколько раз получив такую реакцию, замкнется в себе и не станет рассказывать маме о жизни в саду. Ребенок не получит ответы на волнующие его вопросы, его «информационный голод» не будет удовлетворен. Хорошо, если рядом окажутся понимающая и готовая поговорить бабушка, тетя или воспитательница. А если нет? Да, сиюминутная проблема решена, ребенок перестанет «ябедничать», но отдаленная перспектива совсем не радужная - отсутствие доверительных отношений с мамой, проблемы в общении со сверстниками, о которых не с кем посоветоваться. С 3 до 5 лет продолжается период «проб и ошибок», и очень важно, чтобы рядом с ребенком были понимающие родители, готовые всегда прийти на помощь.

  • Если вашему ребенку от 5 до 7 лет, научитесь отделять настоящее ябедничество (из мести, зависти, обиды) от ненастоящего, когда ребенок просит помощи взрослого, сообщает об опасности, хочет избежать незаслуженного наказания или исполняет навязанную роль «ябеды».

​​​​​​​Что работает плохо - прямой запрет ябедничать.

Сколько бы лет ни было ребенку, самым неэффективным способом борьбы с ябедничеством является прямое запрещение не ябедничать и не жаловаться, хотя именно на этот способ родители возлагают самые большие надежды. Прямое запрещение блокирует доверительное общение между ребенком и взрослым. Внешне проблема кажется решенной - вы перестаете слышать от ребенка жалобы. Но на самом деле ситуация усугубляется тем, что теперь ребенку еще и не с кем посоветоваться.

Всегда полезно - разобраться, что стоит за ябедой: что за ситуация и что за ребенок. Бывает, что за склонностью ябедничать стоит стоит какая-то другая проблема. Это не всегда, но бывает, и задуматься об этом стоит.

Зачастую дети, желающие заслужить уважение посредством ябедничества, - неудавшиеся лидеры. Им необходимо чувство собственной значимости в своих глазах и глазах других детей. Но как сделать это правильно, как завоевать истинный авторитет, они еще не знают. Им кажется, что таким образом они могут заставить других детей уважать себя и считаться с их мнением. Если это физически сильные дети, то их тихо ненавидят, предпочитая «не связываться». Если физически слабые, то их могут бить и обижать, вызывая новый поток ябедничества.

Если ваш ребенок стремится к лидерству, но выбрал неверный путь, помогите ему проявить себя. Покажите его сильные стороны, за которые он может уважать себя и получить уважение других (например, у него может быть богатая фантазия, и он способен придумать интересную игру). Такому ребенку надо сказать, что ябедничать плохо, что таким образом он потеряет всех друзей и уважение к себе.

Также дети могут ябедничать из чувства мести или обиды по отношению к другим. Например, если вовремя не погасить конфликт между детьми, он может перерасти в противостояние, где обиженная сторона постарается восстановить «статус-кво» через ябедничество, рассказывая, а иногда выдумывая про обидчика то, за что он будет наказан. Не надо путать эту ситуацию с просьбой о помощи к взрослому. Когда ребенок просит помощи, он не настаивает на наказании обидчика, а хочет понять, как ему действовать самому. В случае с ябедничеством из мести он направляет карающую руку взрослого на противника и с удовлетворением наблюдает за его наказанием. Иного пути, как помочь детям решить их конфликт, в этой ситуации не существует.

Ябедничество может спровоцировать и чувство зависти. Ребенок, не имеющий хороших игрушек, одежды, развлечений, внимания окружающих, может отчаянно завидовать тому, у которого это все есть, и через ябедничество пытаться восстановить некую понятную только ему «справедливость». Это может происходить в семьях, где одному ребенку уделяется гораздо больше внимания, чем другому. Своим ябедничеством ребенок как бы подчеркивает: «Посмотрите, он плохо себя ведет! Почему вы любите его больше меня?» В этом случае ябедничество - только симптом более глубокой проблемы - ревности.